[ad_1]
С помощью теста вы сами легко определите: ваши дети «совы» или «жаворонки». А советы экспертов по сну помогут оптимально выстроить день в условиях школьного расписания.
Хронотип — совокупность индивидуальных особенностей суточных ритмов организма. Людей по хронотипу принято делить на «сов», «жаворонков» и «промежуточных». Младенцы и дети маленькие как правило все «жаворонки». К частому нашему родительскому неудовольствию. С возрастом хронотип может меняться. Подростки часто превращаются в «сов» к пубертату — из-за школьного режима и нагрузок. А годам к 18-20, когда они могут зрело отличить манеру поведения и искусственный режим от своего биологического, честно становятся теми, кто они есть по хронотипу. По тесту сомнолога Ханса-Гюнтера Вееса можно, честно наблюдая за ребенком и честно ответив на вопросы, определить и хронотип, и рекомендации по режиму дня.
Ответьте честно вместе с ребенком на вопросы из разделов А и Б — отметьте то, что ребёнку больше подходит. Посчитайте количество ответов в каждом разделе. Если одинаково — ребёнок относится больше к промежуточному типу. Больше А — «жаворонок». Больше Б — «сова».
А
1. По утрам я легко встаю
2. По утрам у меня хорошее настроение
3. Утром я завтракаю, не торопясь — мне это нравится
4. Часто прихожу в школу одним из первых
5. Утром мне легко даются занятия спортом, я активен на уроках
6. Любимое время дня — с утра до обеда
7. Вечером, часам к 17-18, я не очень на что-то способен — хочется уже отдыхать
8. В будние вечера редко отлучается из дома — хочется спокойствия
9. Часто по собственной воли ложусь спать рано — до 22.00 или 23.00
Б
1. По утрам встаю с трудом
2. Мое настроение лучше всего по вечерам
3. Из-за нехватки времени часто очень быстро завтракаю или вообще не завтракаю — не хочется
4. Любимое время дня — с обеда до позднего вечера
5. Вечером , после 17.00, часто открывается «второе дыхание» — испытываю прилив сил
6. Если бы не школа, то ложился бы не раньше полуночи или занимался бы уроками и хобби ночью
7. В будние вечером предпочитаю не сидеть дома или не сидеть без дела — много энергии и вдохновения
8. Спортивные тренировки по вечерам для меня комфортнее, я на них более активен
9. Я часто ложусь спать слишком поздно
Советы для «жаворонков»: Пик работоспособности приходится на утро и начало дня. Самые важные дела и тренировки лучше назначать на это время — до 17.00. Уроки лучше сделать сразу после школы. Тренировки и кружки закончить до 17.00-18.00. Ранним вечером у таких детей настроение ухудшается, силы заканчиваются — поэтому вечернее время лучше отдать спокойным занятиям. Читать, рисовать, смотреть кино (если ребенок учит иностранный язык, то можно включить кино на изучаемом языке), спокойно прогуляться, заняться любимым приятным делом и лечь спать около 22.00-23.00.
Советы «совам»: по утрам, когда ребёнок встаёт в школу, дайте ему время поспать и спокойно собраться. Завтрак можно дать с собой. Введите обязательную лёгкую зарядку по утрам — так ребёнку будет легче собраться в новый день. Пик активности у «сов» — с 14.00 до позднего вечера. Домашка, дополнительные занятия, спортивные тренировки лучше всего выполнять в это время. Совам нужно спокойно пообедать и отдохнуть после школы, чтобы восстановить силы. И с 14.00-15,00 — активность. Но прекратить ее лучше до 21.00-22.00, чтобы расслабиться перед сном и с 23.00 до полуночи заснуть.
Советы для «промежуточного типа»: у таких детей нет особых проблем ни утром, ни вечером. Если мотивация к учебе или хобби у них высокая, то активны они будут в течение всего дня. Да, им живется проще остальных — они одинаково продуктивно справляются и с утренней, и с вечерней нагрузкой. Им может быть и неприятно вставать рано утром, особенно осенью и зимой, когда темно. Они могут страдать и от недосыпа тоже. Но при комфортном режиме им не нужно делать над собой дополнительных усилий.
Количество часов для сна для подростков — индивидуальное. Но короче 8 часов сон быть не должен.
Источники: Mayoclinic.org, Dukehealth.org, книжка «Я не умею спать» (Ханс-Гюнтер Веес)
Фото: Dukehealth.org
[ad_2]