[ad_1]
Оценка: 7 из 10
Венгерская военная драма «Естественный свет» выйдет в российский прокат 11 ноября 2021 года. Режиссёр: Денеш Надь. В ролях: Ференц Сабо, Ласло Байко, Тамаш Гарбач.
Сороковые годы прошлого века. Фашистские войска наступают где-то на Брянщине, немцам содействует венгерское подразделение. Мадьяры занимают деревню, но вот лес им уже не по зубам. Где-то здесь — в непролазных дебрях таятся партизаны, которых местное население наотрез отказывается выдавать. Да и венгры, что интересно, не особо на это настаивают.
Опрометчивая вылазка оккупантов в чащу заканчивается именно тем, чем и должна была закончиться. Непрошеные гости попадают под ураганный обстрел и теряют командира. Брать ситуацию в свои руки вынужден нерешительный капрал Шеметко, который всю дорогу отрешенно думает о чем-то своем и, похоже, не очень-то понимает, где вообще находится. В отместку местное население сгоняют в какой-то сарай, а венгерский вояка так же вяло попытается им если не помочь, то хотя бы не помешать…
Те, кто прошёл Великую Отечественную, в один голос утверждают, что население оккупированных территорий страшилось не столько немцев, сколько венгров и румын, отличавшихся особыми зверствами. В этом плане «Естественный свет» откровенно обескураживает. Венгерская армия здесь то ли такая бесхребетная, то ли страдает горем от ума. Мирных жителей они и пальцем боятся тронуть, лишь натужно допуская себе строгость при допросах. Наказывают же мадьяры не чужих, а своих — за то, например, что спали на посту. Фильм, полный излишне медитативных планов, так и хочется окрестить «клюквой». Тем более, и такая ягода в кадре тоже присутствует — без особой на то причины, как и многие другие произвольно (?) выхваченные камерой объекты.
Так могла бы выглядеть рецензия любителя «духоподъемного кино». Но мы-то понимаем, что отправной точкой картины являются не исторические события, а вынесенный в заглавие фильма «естественный свет». «Хотя свет усиливает живопись, он может испортить ее, — напутствовал перед своей смертью отец-архитектор героя Киану Ривза в фильме «Дом на озере». — О природе нельзя забывать. Необходимо быть одержимым светом. Помни о свете, помни!»
Похоже, режиссер Денеш Надь выучил это правило назубок и намеренно не стал прибегать к искусственному свету, довольствуясь тем, что дала ему природа. А дала она ему осенью да в прибалтийском лесу, прямо скажем, немного. Картинка откровенно сумрачна, иногда зрителю вообще ничего не видно. Но зато лесные и речные пейзажи потрясающе глубоки и притягательны, а в одном из эпизодов Надь «оживил» знаменитую картину «Офелия» Джона Эверетта Милле.
Главный вывод, которые дали световые эксперименты в фильме, давно известен и зафиксирован в Евангелии от Матфея: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» Того «естественного света», который есть в героях, совершенно не хватает для спасения окружающих. Проблема в том, что пришлые заявляют о «грехе, который бродит где-то рядом», когда его надо искать в себе. В этом плане нужно погрузиться в полную душевную тьму, чтобы начать движение вверх. Именно это и происходит в финале, когда истерзанные местные жители, как первые катакомбные христиане, читают в кромешном мраке заброшенного храма молитвы при свете огня.
Таким образом, «Естественный свет» проходит привычным путем авангардного произведения: от претенциозности замысла через бессилие воплощения к интуитивному нащупыванию духовных первооснов. А, значит, он скорее удался, чем нет.
Денис Ступников, InterMedia
[ad_2]