[ad_1]
«Типичная ситуация: ребенок психует, не хочет делать домашнее задание. Первая реакция – заставить сделать задачу. Поставить ультиматум? Да, я это могу. Но будет ли всем хорошо?», – размышляет известный священник и глава семейства.
«По крайней мере, до поры до времени это сработает. Думаю, если я этот метод выбрал, дальше наступит момент, когда я не смогу этого сделать.
Пока, конечно, ребенок маленький, я могу. Он будет реветь, он будет рыдать, но он будет делать домашнее задание.
И вдруг я понял, просто как-то открылось: я не то делаю. И когда у моего ребенка истерика, он устал, все раздражает, английский, то, се – я подхожу, просто обнимаю его, говорю: «Сынок, да все получится! Давай вместе посидим».
И вот вся эта агрессия вдруг куда-то исчезает, он обмякает, иногда просто плачет, и потом садится и делает. И делает, потому что он понял, что его любят, что в него верят. Он начинает верить, что у него все получится, у него обретаются силы.
Вот вы говорите, как разорвать этот порочный круг, когда ребенок злится, а на него кричат? Верить и любить своего ребенка. Верить. А мы постоянно сокрушаем его, мы постоянно его каким-то образом пытаемся раздавить.
Дело не в том, покупать ему гаджеты, или сводить его в кино, или ещё что-то. Мы таким образом пытаемся заместить – заместить любовь, потому что любить труднее. А тут как бы проще: на, вот, купил, наслаждайся, а я пошел делать свои дела!
Важно, когда мы поворачиваемся к ребенку сердцем – ведь это мой ребенок, и ему нужно моё сердце, не то, что я его родил физиологически, а моё сердце, я отец этого ребенка, я должен напитать его любовью.
Так делает наш Бог. Он питает нас Своей любовью. Вот упал человек, к нему подходит Бог и говорит: «Ну, что ты, пойдем дальше! Ну, упал и упал, пойдем. Нам идти еще много, Я тебя все равно не брошу, вставай».
Подает руку и идет. Он не укоряет и Он не говорит: «Я же тебе говорил, будешь по-своему жить – что с тобой будет?» Вот эта Его вера в нас, Его способность всегда поднимать нас, не гнушаясь нашей вонью и смрадом, и дает нам силы идти, даёт нам силы доходить до конца, потому что нам страшно не оправдать Его доверие.
Он так нас любит, Он же не виноват, и что же я, Его подводить буду? Вот этот мотив гораздо больше и гораздо лучше работает, чем все эти окрики и крики.
Но вы же понимаете: чтобы научиться этому, надо познать жизнь и любовь, надо, чтобы хоть кто-то тебя полюбил: папа, мама, брат, сестра, жена, муж, духовник, – чтобы кто-то мог тебя обнять, посмотреть тебе в глаза и сказать: «Не бойся, я с тобой, помирать – так вместе будем, не брошу я тебя!»
Вот что нужно человеку. И это дает ему возможность жить дальше, чувствовать, что у него выросли крылья за спиной. Пока человек не встретит вот эту, скажем так, универсальную любовь, ни от чего независящую любовь, он никак не может понять, что такое любить, что же от него требуется.
Вы посмотрите, например, вот женщина кричит на своего ребенка в храме, очень часто это бывает. Она почему кричит: она нервничает. Она нервничает, потому что она видит, ловит на себе осуждающие взгляды.
Она понимает, что ребенок не виноват, она ничего не может сделать с ним, он вот такой, ему надо бегать, он полчаса тут не может сидеть, ему надо двигаться. Но чтобы соответствовать ожиданиям, она нервничает, она начинает на него кричать.
Что нужно сделать? Подойди, обними эту женщину, скажи: «Да ладно, пусть бегает, пойдемте чай пить!» – и она успокоится. А, успокоившись, она постепенно перестанет срывать свою социальную неудовлетворенность на ребенке.
Спокойнее станет ребенок, неврозов станет меньше в этой жизни, больных людей станет меньше, несчастных людей.
Но кто-то должен остановить этот порочный круг. И мне представляется, что должны сделать это христиане. Вместо того, чтобы искать и осуждать ошибки другого, они, видя человека, который ошибся, ошибающегося человека, должны прийти и поднять его.
Не втаптывать его в грязь, а поднять. Показать, что они не смущаются его падением, что они в него верят, что они его не оставят. Вот это и есть разрыв порочного круга».
Соб. инф.
Видео-версия беседы
[ad_2]