[ad_1]
На уроках в школе и дома дети чувствуют себя всё раскованнее. Резко, невоспитанно, а зачастую и просто хамски ответить учителю или маме – увы, теперь в порядке вещей. Между тем, очевидно: у хамства и непослушания есть глубокие духовные причины.
«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» ‒ одна их основных максим, которые предлагает нам Священное Писание как образец для устроения отношений между поколениями.
Предлагаем материал на эту тему штатного священника Свято-Троицкого кафедрального собора города Майкопа, руководителя молодежного отдела Майкопской и Адыгейской епархии иерея Вячеслава Лемешко.
Отцы и дети XXI века.
Проблемы взаимоотношений в молодежной среде
“Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали”.
(Кол. 3:20–21)
Большинство из нас росло вне православия. Теперь мы пришли в храм. У нас появились свои дети, воспитанники. Нам бы хотелось, чтобы они не повторяли многих наших ошибок и были мудрее, лучше и чище нас с самого начала, смолоду.
Но так как сами мы лишены каких–либо религиозных корней и семейных церковных традиций, то ежеминутно сталкиваемся с массой трудноразрешимых проблем в воспитании.
Сегодня семья как основа народа разрушается, почти уничтожена. Уничтожено крестьянство, которому нет сейчас даже названия в русском языке, остались сельские жители, но это не крестьяне. В городах – деградация.
Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценностей, потому что воспринимаем любую глупость, вещаемую средствами массовой информации, и, следовательно, нами легко бывает управлять.
В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала мне о том, как ее воспитывал отец:
– Папочка, а можно, я в церковь пойду? – спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.
– Нет, доченька, нельзя.
– А почему, папочка?
– А ты сегодня по улице шла?
– Шла, папочка.
– Старушку видела?
– Видела.
– А ты ей в пояс поклонилась?
– Нет, папочка.
– А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.
Обратите внимание, как мягко, доброжелательно и, вместе с тем, строго отвечает отец, и с каким почтением, не помышляя «качать права», говорит с ним дочь.
Вот так строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях. Какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку!
Отец мог даже выпороть сына за то, что тот не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.
Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того или иного родительского запрета.
К сожалению, такое воспитание – прошлый век. Правильное воспитание детей нужно начать с воспитания взрослых.
Сегодня часто можно видеть, как ребенок замахивается на маму. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь, и благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию да умрет».
Если мама не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «славный ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших.
Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить, что можно и что нельзя их ребёнку. Нужно сделать все, чтобы он больше никогда такого не повторил.
Воспитание современной молодежи основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать – в этом нет ничего страшного. Нужно снова и снова повторять, стараясь это повторение сделать максимально эффективным.
Если хамский и грубый тон поддерживается в семье, значит, такая грубость – норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Такое хамство пронизывает всю нашу жизнь.
Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами, несомненно, закладывают основы отношения к старшим. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев и сестер.
В «Песни про купца Калашникова» у великого русского поэта М. Ю. Лермонтова есть такие строки: «Ты нам старший брат, нам второй отец». Старшего брата нужно слушать в отсутствие отца. Безусловно, это относится и к матери.
Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна и переоценка ценностей. В православной христианской общине у девочек этот период проходит более незаметно, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на серьезную и мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.
Жизнь маленького человечка вместе с тем должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию.
Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей, начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем–то серьезным, а занимается глупостями и ерундой, становится неуправляемым.
Если найти то, что ему самому интересно, увлечь его, если учить чему-то важному и содержательному, это, безусловно, принесёт добрые плоды. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.
Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то добрым воспитанием его же можно и исправить.
Если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с внимательного и критического анализа собственного стереотипа поведения, осознания своих же ошибок.
Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому же отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.
Среди распространенных недостатков – излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным.
Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого он должен твердо знать, чего хочет, что хорошо, а что плохо.
Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло – плод духовных усилий.
Неуважение к старшим сегодня привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о нас.
Но если мы считаем, что подобное отношение мы заслужили как некий дар, который можно принять готовым, мы тем самым проявляем неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно.
Неблагодарность – это негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, зло умножится, а добро будет теряться перед таким напором зла.
Приведу пример: в Государственном историческом музее в Москве есть один интересный исторический экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики Реального училища в подарок государю императору Николаю II ко дню коронации. Реальное училище – это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.
Забвение, небрежность и невнимание к истории во многом способствуют развитию хамски-циничного отношения к старшим.
Знакомый священник рассказывал леденящую историю о том, как обокрали ветерана Великой Отечественной войны: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые награды.
Как ветеран пережил это – трудно сказать, но на Парад Победы 9 мая он не пошел: стыдно было перед однополчанами появиться без боевых наград. Этот пример уже не просто неуважение, это надругательство над всей нашей историей.
Историческая память у хамов выбита прочно, и этот провал не заполнен ничем. Работая в гуманитарном ВУЗе, я как-то спросил первокурсников, кто из трех исторических деятелей – Александр Невский, Батый и Дмитрий Донской были современниками.
Один студент робко ответил, что, наверное, Батый и Димитрий Донской. Остальные промолчали. Это говорит о качестве образования в нашей средней школе, ведь первокурсники – это вчерашние школьники.
Семья и школа должны прививать гордость за свою историю, а сейчас в головах у школьников – некий склад, в котором витают отдельные разрозненные мифы.
Воспитание же на примерах исторических, на примерах доблести и отваги наших предков способно сформировать твердый характер и почтение к старшим.
Что же означают слова «отцы, не раздражайте детей ваших»?
Каждый человек – личность, сотворенная по образу и подобию Божиему, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать личность. Отец и мать могут быть строгими, но если они относятся к ребенку с уважением, то, безусловно, не будут провоцировать его, будут всеми силами стараться не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.
Довольно часто родители слишком настойчиво и требовательно вмешиваются в жизнь уже выросших детей. Такие проблемы особенно отчетливы в тех семьях, где есть только один ребенок. Всё внимание, все родительские силы сосредоточены на нем.
Конечно, и в многодетных семьях могут возникнуть такие проблемы, многодетность – это не панацея, но обычно они свойственны преимущественно семьям маленьким. Инфантильность и эгоизм родителей, родивших одного ребенка, его собственный эгоизм –это то, с чем ребенок может не справиться.
Во все времена религиозный смысл почтения к родителям: «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф.15,4) особенно ясно проявлялся в повсеместно распространенном у славян отношении к родительскому благословению, смысл и значение которого мы должны объяснять нашим детям и будущим поколениям.
Сайт «Образование и православие» Новосибирской епархии
[ad_2]