[ad_1]
Эгоизм бывает всяким, в том числе и духовным. Не представляете, как он проявляется и в чём заключается? Тогда читайте со вниманием и расскажите детям. Им это точно пригодится.
Отхлестали вербами
Собираясь за общим столом, врачи обычно говорят о пациентах, учителя – об учениках, а священники – о прихожанах.
И каких только грустных анекдотов не доводилось слышать. И как на Вход Господень в Иерусалим батюшку отхлестали по лицу вербами, и как бесцеремонно вмешивались в ход богослужения, и как теснили старенького больного архиерея, чтобы заполучить благословение.
Как досаждали священнику очевидной ерундой, в то время как его ждал умирающий для последней исповеди. Или как чуть не раздавили ребенка, продираясь через толпу за Благодатным огнём.
Множество таких историй дали богатый материал для произведений относительно нового литературного жара – иерейской прозы.
Почитываем рассказы батюшек в жанре «нон-фикшн» – всё правда, никакой выдумки – посмеиваемся – и себя упорно не узнаём.
Да – как известно, Царствие Небесное силой берется.
Но Писание не призывает нас штурмовать баррикады и идти по головам, а усилия хорошо бы употреблять не на работу локтей, а на борьбу с грехом и неправдами в самом себе.
Всё это – следствие духовного эгоизма, из-за которого узкий и тернистый путь к спасению превращается в многоголосый восточный базар, где шумно пробивают себе дорогу.
Ну, а показав пример «правильного поведения» в храме своим детям, можно ли дождаться от них чего-то другого?
Итак, родители, наш любимый тезис: стремимся к осознанности духовной жизни и каждого своего шага, а затем делимся открытиями с ребёнком.
Воспитанный вашим примером, он сам заметит проявления духовного эгоизма на литургии или на крестном ходе и будет понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».
Как проявляется духовный эгоизм и где его первопричины? Почему святые им не страдают? Можем ли мы сами достичь вдумчивого, не потребительского, чистого отношения к вере и её дарам?
Резко, точно и бескомпромиссно отвечает протоиерей Андрей Ткачёв.
«А он думает, что это – не ему»
«…Кто такие Божьи люди? Это те, которым мало надо, чтобы понять. Остальным хоть кол на голове теши.
С утра до вечера им рассказывают. И по телевизору, и по радио, и – полный шкаф книжек. А человек, каков был – таков и есть. Проходят годы – он не меняется.
Люди так думают, что это не им сказано.
Вот стоит табличка: «Собак не выгуливать». Возле нее гуляет мужик с собакой. Он искренне уверен, что это не ему написано. Кому-то. У него же хорошая собака. У него все нормально. Это у других плохие собаки.
Вот ты ему ори всю жизнь в ухо, а он думает, что это не ему. Все такие. И вы – такие. И я – такой. И это ужасно.
Митрополит Антоний Сурожский рассказывал про епископа, который старенький был. А в Западной Церкви принято проповедь читать. По бумажке. Он заходит на кафедру, надевает очки и начинает читать людям проповедь. Они сидят и слушают его.
Прочитал. Проходит неделя, он поднимается на кафедру и читает им опять ту же самую проповедь. На третий раз повторяется то же самое. И какой-то благочестивый человек говорит ему: «Я извиняюсь, но Вы, видимо по забывчивости, читаете нам третий раз одну и ту же проповедь».
Он говорит: «Да? А вы сделали то, что я вам говорил. Нет? Тогда я прочитаю еще в четвертый раз».
Неважно разнообразие блюд на столе. Вкус теряется после второго блюда. Ты можешь оценить первое и второе блюда… ну, может быть – третье.
Но если блюд сорок – ты не сможешь вкус оценить. Не надо много… Много – не надо!
Люди где только ни были. На Афоне бывали чаще, чем у родной мамы в соседнем городе. Надо ли? Не знаю. А признак благочестивого человека: раз посмотрел – и всё понял.
Пытайтесь довольствоваться малым
Эгоизм может быть и духовный тоже. Даже люди в духе – тоже эгоисты.
Когда люди приходят в Церковь, они протаскивают сюда весь своей эгоизм.
Можно в Церкви занять какую-то высокую ступеньку и затащить с собой туда, на эту высокую ступеньку, всё своё сребролюбие, властолюбие, всё свое хамство, весь свой разврат. Можно? Можно. Сто процентов – можно. Это очень легко.
И простые люди тоже приходят в Церковь как эгоисты. Как потребители. Как в магазин. Как к психологу. Как к прокурору.
Как к участковому с заявлением. Они барабанят тебе в двери и требуют чего-то.
Как говорил один батюшка: «Священнику свойственно быть съеденным людьми». Но есть люди, которые приходят только посмотреть издалека. Посмотрел и… А! Ну, всё отлично!
Достоевский пишет, что русский человек грязно живет. Но почти у каждого русского человека в душе есть твердое убеждение, что на земле правда есть.
«Не у меня. Всяк человек ложь, и я тож», – так думает русский человек. Но ему нужно знать, что есть святые люди. Ему нужно прийти иногда и посмотреть издалека.
Вот хибарка старца Амвросия. А там народ стоит. Вот старец вышел и благословляет… Народ радуется… Он так издалека посмотрел. И колокол зазвонил на вечернюю… и народ потек в храм…
«А! – думает. – Всё хорошо.
Я грязно живу. Семья моя странно живет. Соседи мои тоже такие, как я. Но вот правда есть». И он радостно идет домой.
Он знает – Правда есть и тогда можно жить. Издалека хоть посмотреть и убедиться.
Где сейчас такие люди? “Мне надо… Дайте мне… Сделайте мне… Надо мной помолитесь… Меня не забудьте… Мне ответьте… Мне… Моё…”
Я мечтаю, что у нас будут такие люди, как апостол Андрей. «Где ты живешь? – Вот здесь». Что вы думаете, он засыпал Христа всякими вопросами из Писания? Нет.
Они посидели. Поели пищу Его. Посмотрели на Него. Послушали Его. Люди считают себя недостойным великого и довольствуются малым. И максимально используют малое. Вот такой пример из параллельного нам мира.
Или пример из жизни Брюса Ли, мастера боевых единоборств, в тридцать два года помершего неизвестно от какой болезни. Он когда бил, камера не фиксировала быстроту его удара. У него пропали все спарринг партнеры, никто не хотел с ним драться.
И он говорил: «Я не боюсь человека, который знает тысячу приёмов, но я боюсь человека, который отрабатывает один приём каждый день по тысяче раз».
Один приём в тысячу раз страшнее, чем тысяча приёмов. Это в любой сфере, в любой области так, если человек знает своё дело, своё маленькое дело, но перфектно.
Не нужно знать тысячу дел. Одно – но хорошо. Нужно не растекаться. И того, что у нас уже есть, нам уже достаточно.
И сегодня я вам единственный урок предлагаю – не будьте эгоистами духовными. Пытайтесь довольствоваться малым.
Не надо «тереться» о святых. Не нужно докучать им. Не надо! Ведь как на цыпочках встают на общей фотографии… вот, чтобы и меня ещё было видно. Вот не надо этого. Лучше спрятаться. Лучше, чтобы тебя не было видно. Гораздо лучше.
Потому что мы затащили в Церковь все свои страсти. Только мы их воцерковили, свои страсти. Причесали, в юбки одели, косметику с них смыли, но они остались теми же страстями.
Эгоизм остался эгоизмом, глупость – глупостью, самопревозношение –самопревозношением. Так нельзя. Так! Нельзя!
Молитвами апостола Андрея можно пожелать нам всем достаточной простоты. Не той простоты, что хуже воровства, а той простоты, какая у Бога.
Потому что Бог – простой. Он без сложности и хитрости. И Божьи люди простые.
И Андрей простой. И Иоанн простой. Чтобы мы тоже почуяли эту святую простоту и на этот дух пошли.
Прочь от лукавства, которым больна наша цивилизация, наши семьи, наши коллективы. Поближе к Божьей простоте».
[ad_2]