[ad_1]
2021, «Бомбора»
Оценка: 7,5 из 10.
Случайно оказавшись в книжном магазине, вы это издание, скорее всего, и не заметите. Неброская обложка и не слишком «очевидное» название слабовато привлекают к себе внимание, и список звёздных фамилий эту ситуацию не исправляют. Есть подзаголовок: «30 уникальных интервью о том, кто, когда и как создавал нашу музыкальную сцену», но его, боюсь, тоже не каждый дочитает до конца. Окажись в этот момент рядом автор книги Михаил Марголис, он со своими коммуникационными талантами за три минуты убедил бы вас, что приобрести «Наше время» совершенно необходимо. Но Миша большую часть времени сейчас проводит в Испании, куда и улетел после ярких московских презентаций книжки, так что на ваше решение о покупке повлиять не может. Придётся немного помочь автору в деле привлечения дополнительных читателей.
Не буду говорить, что эта книга нужна всем. Но она будет интересна каждому, кого интересуют 90-е с точки зрения становления отечественного шоу-бизнеса — история возникновения с нуля клипмейкерской индустрии, полная перестройка концертной деятельности, первые попытки скандального пиара и игры «крутых парней», приведшие к гибели Игоря Талькова… Молодым читателям какие-то моменты, возможно, покажутся диковинными и неправдоподобными. Ну а тем, «кто выжил в 90-е», будет любопытно освежить некоторые события и сравнить версию Марголиса с собственными воспоминаниями.
Идея книги возникла у писателя, когда его отец нашёл (чуть ли не на антресолях) записи многочисленных старых интервью, которые Михаил брал в 90-е. Из прослушивания фрагментов начала вырисовываться масштабная картина эпохи. Марголис решил рассказать о ней словами самих героев десятилетия, сохранив их реплики из старых интервью в оригинальном виде. Он написал небольшие подводки к беседам, чтобы напомнить контекст той или иной ситуации. Примечательно, что в этих текстах Михаил сумел обойтись без оценок, давая довольно нейтральную информацию — хотя у него должно было то и дело возникать искушение добавить едкий комментарий или смачный вывод типа «да, артист никогда не блистал умом» или «как плачевно завершилась эта амбициозная история». Но с этими искушениями автор справился, предоставив читателям возможность сделать такие (или другие) выводы самостоятельно. Марголис классный интервьюер — дружелюбный, но не заискивающий, к тому же он один из немногих, кто никогда не стеснялся задавать вопросы о деньгах. Хвастливо рассуждая о бюджетах, деятели 90-х раскрываются так, что автору не нужно специально подталкивать читателя к определённым умозаключениям.
Помимо убийства Талькова, в книге описаны метаморфозах духовного развития Константина Кинчева и других рокеров, истории взлётов Алёны Свиридовой и Линды «фадеевского» периода, эпические, но подзабытые битвы между организаторами музыкальных премий, а также попытки промоутеров сорвать организованный «торговцами водкой» привоз в Москву Майкла Джексона и т.д. Многое из архивов Михаила Марголиса в книгу не вошло, что делает повествование весьма динамичным. В то же время возникает ощущение, что едва ли не каждая глава заслуживает того, чтобы на её материале написать отдельную книжку с более глубокой проработкой материала.
Алексей Мажаев, InterMedia
[ad_2]