[ad_1]
Оценка: 7 из 10
Премьера фильма «Ничья» состоялась в рамках конкурсной программы 32-го «Кинотавра», в российский прокат лента выходит 30 сентября 2021 года. Режиссёр: Лена Ланских. В ролях: Анастасия Струкова, Ольга Малахова, Татьяна Тихменёва и другие.
Девочка 14 лет в супермаркете прячет под куртку дорогущий крем от старения кожи. Зачем ей сдался этот крем – ведь она ещё совсем юное дитя? Кажется, она знает, что её точно поймают и заставят платить штраф, но таких денег у неё всё равно нет. Выход один – вызов полиции. Но, кажется, именно этого Вика и добивается – для неё это единственный способ неформально встретиться с отцом-полицейским, который бросил их с мамой, чтобы создать новую семью. Тем временем крем – это далеко не самое главное, что прячет Вика под курткой. Её набухшие соски до сих пор выделяют молоко… да, в свои 14 наша героиня уже успела родить ребёнка, но о нём никто не должен знать. Поэтому Вика продолжает заниматься в школьном кружке хореографии, всё так же помогает маме торговать на рынке, а любопытным незнакомцам, завидевшим грудного младенца, резко отвечает, что это её сестра.
«Ничья», дебютная картина Лены Ланских, образец не особо почитаемого массовым российским зрителем, но крайне необходимого сознательного социального кино. Картина успешно вызывает ассоциации с работами Алексея Балабанова – тем более что производством занималась компания Сергея Сельянова «СТВ», подарившая нам «Брата», «Войну», «Груз 200» и другие знаковые работы главного отечественного режиссёра девяностых и нулевых.
Однако куда в большей степени кино Ланских – это своеобразная дарденновская история в декорациях сигаревской России. Женщина в ночнушке кормит едва прозревшего котёнка шприцом с молоком в коридоре с обсыпающейся штукатуркой и скрипучими полами. Другая женщина с синяком под глазом выпивает на поминках и пытается сформулировать что-то о семейных ценностях. Атлетичный юноша с триколором и изображениями медведя на стенах своей ветхой уральской квартирки наивно верит, что где-то в другом месте всё совсем по-другому. Наконец наша героиня Вика, напоминающая уже скорее Отем из «Никогда редко иногда всегда», одного из лучших фильмов прошлого года, точно так же растеряна и беззащитна в мире, полном социальной несправедливости и укоренившихся общественных предубеждений.
Тихая режиссёрская интонация и нежный подход к истории, заметно сочувствующей своей героине, действительно напоминает методы Элизы Хиттман. Перед нами – маленький потрет маленького человека, которого придавила гигантская ответственность. Только на этот раз вектор развития сюжета диаметрально противоположный – Вика даже не думала об аборте (хотя вся предыстория благоразумно оставлена за скобками), она родила и теперь вынуждена сталкиваться с теми же проблемами, что и героиня фильма «Айка» Сергей Дворцевого, ещё одной стилистически похожей на кинематограф братьев Дарденн социальной драмы. Физиология, материнский инстинкт и разъедающее изнутри жгучие желание всё бросить и начать жизнь заново.
Вот только не стоит забывать, что Вике – всего лишь 14 лет, она ещё толком не полноценный подросток, а уже вынуждена попрощаться и с детством, и со своей юношеской непосредственностью. Взрослая жизнь ворвалась к ней вероломно, ударом ноги срывая дверь с петель. Поэтому Вика бунтует – против своего тела («я больше не буду кормить!»), против осуждающих взглядов («на людях не улыбайся, как-то не прилично», — доносится от её мамы, с которой Вика прогуливается по рынку), против нежеланного ребёнка («мама, убери таблетки с кухни!»), наконец против отобранной юности.
Конечно, Лене Ланских не всегда удаётся избежать штампов фестивального кино и не манипулировать зрительскими эмоциями за счёт деликатности и во многом табуированности в нашем обществе поднимаемых тем. Однако как полнометражный дебют, «Ничья» оставляет исключительно положительные впечатления: это на редкость уверенная и осознанная социальная драма российского производства, стойко выдерживающая сравнения с аналогами западного авторского кино. И если вас смущает тематика фильма, то, как минимум, ради выдающейся дебютной роли Анастасии Струковой, по непонятной причине проигнорированной жюри «Кинотавра», «Ничья» определённо заслуживает внимания.
Вадим Богданов, Сочи, InterMedia
[ad_2]