[ad_1]
Оценка: 7 из 10
Французская драма «Больше, чем никогда» была показана в рамках фестиваля «Артхаус: Эпизод 1» 9 ноября 2022 года, в российский прокат лента выйдет в 2023 году. Режиссёр: Эмили Атеф. В ролях: Вики Крипс, Гаспар Ульель, Бьёрн Флоберг и другие.
В недавно открывшемся в центре столицы, новомодном арт-пространстве «ГЭС-2» стартовал первый фестиваль фильмов прокатчика Arthouse, который позиционируется организаторами «исследованием независимого авторского кино как важной области современной культуры». Совпадение это или нет, но за исключением австралийского «Нитрама», все фильмы в программе французские, а два из них – с участием покинувшего нас в этом году Гаспара Ульеля. В призёре Берлинского кинофестиваля, экспериментальной и яркой «Коме» Бертрана Бонелло, актёр появляется в качестве голоса куклы, а вот в фильме-участнике Каннского фестиваля «Больше, чем никогда» Ульель предстаёт на экране воплоти, последний раз в жизни.
Однако и без трагичного контекста лента Эмили Атеф – зрелище не самое простое. Главная героиня фильма Элен (Вики Крипс) медленно умирает от редкого заболевания лёгких. Её чуткий муж Матьё (Ульель) поддерживает жену везде и во всём, искренне надеется на скорую трансплантацию органа и в целом побуждает героиню не сдаваться. Но Элен всё прекрасно понимает, что даже если когда-нибудь найдётся подходящий донор, далеко не факт, что новые лёгкие приживутся и она не умрёт на операционном столе. В интернете она знакомится с ещё одним медленно гаснущим человеком – норвежцем по имени Бент (Бьёрн Флоберг), который подходит к своей борьбе с раком артистично: без лишних сентиментов постит разные фотографии в своём блоге, высмеивающие болезнь.
Элен уже давно мечтала побывать в безлюдных норвежских пейзажах, где её окружат не все эти снисходительно относящиеся к ней люди, а горы, реки, моря и величественные фьорды. Сейчас она понимает, что, возможно, это её последний шанс исполнить мечту. Убедив мужа в том, что ей необходимо ехать одной и у неё всё продумано, Элен приплывает в северную гавань одиночества и безмятежности, где её встречает такой же одинокий Бент, уже подготовивший для героини свой гостевой домик с роскошным видом на природные красоты, которых не увидишь в родном для Элен Бордо.
Для Эмили Атеф, снимавшей до этого эпизоды «Убивая Еву» и фильм-интервью Роми Шнайдер, изображать на экране портрет женщины в огне – дело привычное. «Больше, чем никогда», тем не менее, не настолько угнетающее кино, как может показаться из короткого описания. Оно не столько о смерти, сколько о смирении – причём не только для умирающего, но и для тех, кому жить с горем утраты до конца своих дней. Отношения мужа и жены здесь показаны с большой нежностью, в каждой совместной сцене доказывая, насколько прочная и сакральная связь между Элен и Матьё.
Актёрский дуэт Крипс и Ульеля максимально убедителен и по-своему душераздирающий, особенно, когда из уст Гаспара в адрес Элен звучат фразы о том, как ему жить дальше, когда «ты умрёшь». Финальная роль Гаспара Ульеля сама по себе бросает вызов смерти, в ней столько жизни, молодости и неподдельных эмоций, отчего ещё больнее становится от факта его преждевременной кончины: сколько персонажей он мог ещё зарядить своей витальной, безудержной энергией, но уже никогда не зарядит…
«Больше, чем никогда» это в первую очередь кино актёрское (важно отметить и блестяще сыгравшего норвежца Флоберга, с героем которого довольно-таки обидно поступили в конце), а не режиссёрское и тем более уж не сценарное. История знакомая, драматические капканы расставлены по стандартным местам, эмоциональные всплески поданы предсказуемо, однако, несмотря ни на что, всё это работает – во многом за счёт освежающего слегка душноватое пространство французских комнатушек норвежского простора, куда фильм полностью переносится на втором часу. А также благодаря искренним и полным сочувствия взаимоотношениям главных героев, в которых каждый из актёров растворился без остатка.
Вадим Богданов, InterMedia
[ad_2]