[ad_1]
2019, RFG Distribution/«Яндекс.Музыка»
Немного удивительно, что летописцем русского рэпа стал Рома Жиган. Хотя он, как полагается рэперу, хвастается своими будущими записями, после выхода фильма «Beef: Русский хип-хоп» очевидно, что в историю жанра Жиган войдёт именно этой картиной. Без особых изысков, но подробно и объективно «Русский хип-хоп» рассказывает о русском хип-хопе как явлении. Говорят в основном сами герои, представители разных течений, группировок и поджанров; автор и режиссёр Рома Жиган выступает в роли модератора, который старается дать слово всем, кто этого заслуживает. Вполне возможно, если бы за такую работу взялся какой-то более популярный и уважаемый рэп-музыкант, фильм получился бы тенденциозным и однобоким. А Жиган снимал не о себе, а о 25-летнем становлении жанра, причём отнюдь не только для фанатов хип-хопа.
В общем, лента в прокате, а для закрепления материала предназначается этот плейлист: как гласит аннотация, «вы услышите те самые треки, которые когда-то перевернули игру». Саундтрек к документальному фильму, охватывающему всю историю русского хип-хопа, априори должен был стать одним из самых мощных рэп-сборников всех времён. Впрочем, идею можно было и испортить — например, включив в плейлист песен сто, исходя из ложного желания никого не обидеть, или перетянув одеяло в сторону интеллектуального рэпа в ущерб коммерческому. В итоге была найдена золотая середина: в сборник вошло всего 20 треков. Конечно, поместилось не всё из достойного, но мы же говорим о яркой и наглядной иллюстрации, а не о попытке объять необъятное. Не всё важное в сборник попало, но всё попавшее — для жанра весьма важно. Если бы на альбоме не было «В клубе» Тимати и «Коламбия Пикчерз не представляет» «Бандэроса», зрителю было бы сложнее понять, почему, например, в начале века так выстрелили сумрачные ростовские парни из «Касты» и Баста.
Кстати, забавно, что ранние песни «Касты», когда-то казавшиеся прорывом в области социального рэпа на русском языке, теперь звучат довольно наивными. При этом «Буду пагибать малодым» Мистера Малого спустя годы предстала довольно остроумным произведением, хотя когда-то воспринималась вымученной и тошнотворной. Возможно, без преувеличенно гламурного первого хита Тимати не было бы и мелодичного «Созвездия ангела» от Jah Khalib, а без наркотических страданий Гуфа и группы Centr не появились бы отвязные пародисты из «Хлеба».
Творчество Noize МС представлено фрагментом хип-хоперы про Орфея, что спорно. За скандально-сенсационные рэп-открытия последних лет на этом диске ещё более парадоксально отвечает МС Хованский с диссом на того же Нойза. Это ещё более спорная идея составителей — впрочем, она неплохо иллюстрирует некую неустроенность, внезапность и противоречивость хип-хоп-жанра, а заодно и знакомит неофитов с «дисс»-культурой (или бескультурьем, если угодно). Наряду с грубиянами в рэпе встречаются и выпускники Оксфорда — например, Оксимирон. А фигура и песни Басты символизируют собой мейнстрим, одинаково комфортно смотрящийся и на Первом канале, и в субкультурном клубе. К тому же сборник позволяет новому слушателю выбрать для себя направление хип-хопа, заслуживающее более пристального изучения. Песен Ромы Жигана на альбоме нет, ведь он «перевернули игру» не музыкой, а своим фильмом.
Алексей Мажаев, InterMedia
InterMedia предупреждает: сборник содержит ненормативную лексику
[ad_2]