[ad_1]
Оценка: 7 из 10
В российский прокат фильм «Клипмейкеры» выйдет 5 января 2023 года. Режиссер: Григорий Константинопольский. В ролях: Александр Горчилин, Александр Кузнецов, Мария Шалаева, Арам Вардеванян, Владимир Епифанцев, Кристина Веденеева, Татьяна Струженкова, Роза Хайруллина и др.
1992 год, Москва. Молодой режиссер Гриша Византийский (Александр Горчилин) и его друзья Вася Коппола (Александр Кузнецов), Тоня Водкина (Мария Шалаева) и Армен (Арам Вардеванян) – надежды российского кинематографа, которые пока находят себя в съемках клипов. Помимо основной своей работы и попыток прославиться, молодые клипмейкеры пьют и тусуются, влюбляются, играют в казино, участвуют в бандитских разборках и влипают в другие различные неприятности.
Герои фильма напоминают четырех мушкетеров, которые «один за всех и все за одного» (но с нюансами), каждому посвящена отдельная именная глава в сюжете картины, охватывающей 9 лет их жизни, и у каждого есть прототипы. Константинопольский и не скрывал, что хотел рассказать историю своей жизни и своих друзей, так что почти у всех персонажей (даже совершенно эпизодических) есть реальные, угадываемые прототипы. Эта игра-угадайка может стать одним из главных развлечений для зрителей (но лишь тех, кто в теме), впрочем, большинство карт уже раскрыто.
Вася Коппола – это Федор Бондарчук, Армен – режиссер Армен Петросян (погибший в автокатастрофе в 1999 году), сценаристка Тоня Водкина – Авдотья Смирнова (как свидетельствует «Википедия» и другие источники, она не была частью московской богемной тусовки, но являлась соавтором дебютного фильма Константинопольского «8 ½ долларов», так что эта героиня наиболее фантазийная), ну а Гриша Византийский – это сам автор. Появляются в фильме и другие персонажи из 90-х, например, Риналь Мухаметов в роли Богдана Титомира, Никита Пресняков в роли своего отца Владимира Преснякова-младшего, а также Игорь Верник в роли Верника и Маша Цигаль в роли Цигаль (видимо, с намеком на то, что эти люди за 30 лет нисколько не изменились, зато стали почти брендами).
Возникает ощущение, что режиссеру было очень непросто соблюсти баланс между «светлыми воспоминаниями о мятежной юности», реальностью, нежеланием кого-то задеть или обидеть из реальных прототипов и желанием рассказать увлекательную и веселую историю с элементами сатиры и абсурда (в чем Константинопольский, конечно, мастер). Реалистичные и лирические кусочки фильма неловко стыкуются с совершенно сюрреалистическими, где герои ведут себя, словно персонажи Тарантино или Гая Ричи, а то и супергеройских блокбастеров. Поначалу это настолько неожиданно, что кажется чьей-нибудь фантазией: сейчас главный герой откроет глаза и поймет, что всё это ему привиделось.
Помимо узнаваемых персонажей 90-х, в фильме можно найти и другие «пасхалки» вроде неявных цитат из культовых кинофильмов и оммажей любимым режиссерам. Вот только на какую публику это рассчитано? Всем, кто пережил 90-е, тем более в тех же сферах, что и режиссер Константинопольский, будет интересно и забавно вспомнить то время, молодая аудитория вряд ли будет в восторге от упоминания клуба «Манхэттен», кампании «Голосуй или проиграешь», вида коробок со «сникерсами» и «марсами» и т.п.
— Мне хотелось рассказать об этом времени и понять, как его воспринимают молодые ребята. Сегодняшнее представление о 1990-х и то, как было на самом деле, — две большие разницы, — говорил режиссер в интервью, посвященных его новой работе.
В результате те годы выглядят в его новом фильме именно так, как их показывают на канале НТВ, называя «лихими 90-ми». Грязь, бандиты (которые не только неубиваемы, но и с легкостью становятся помощником депутата и особой, приближенной к президенту), проститутки, ларьки с водкой, безденежье и постоянный страх быть убитым. Эти штампы выглядят настолько вопиющими, что, кажется, на финальных титрах зазвучит ставшая мемом песня Монеточки «В 90-е убивали людей».
Кстати, за исключением песен, участвующих в сюжетообразующих косплеях, в саундтрек вошли, в основном, композиции без привязки ко времени и несколько не стыкующиеся с ним. Например, знаменитую президентскую кампанию «Голосуй или проиграешь» 1996 года иллюстрирует хит «Мумий Тролля» «Дельфины», вышедший года через полтора.
Автор этой рецензии как человек, вошедший в 90-е 17-летним и вращавшийся с автором фильма примерно в одних тусовках, не может припомнить, чтобы молодое поколение москвичей жило в этот момент в таком ужасе, в отличие от старшего поколения, расставшегося с советскими иллюзиями и сбережениями. Москва 1990-х была местом свободы и возможностей, именно того периода, когда формула «кто был никем, то станет всем» оказалась в России, пожалуй, даже актуальнее, чем в начале XX века.
Та тусовка, которую описывает фильм «Клипмейкеры», была создана мажорами-кинематографистами, но давала возможность выразить себя всем желающим. Это не был закрытый клуб – скорее плавильный котел всевозможных талантов. Молодые выпускники киновузов, дети знаменитых родителей, были амбициозны, любопытны, в меру наглы, им хотелось реализовать себя, но советское кино пошло ко дну вместе с «Титаником» под названием СССР, зато открылось много совершенно новых дверей, среди которых были музыкальные клипы и реклама. Поскольку шоу-бизнес и индустрия в России только создавались, то и правил не было никаких. Это в 2000-х к власти пришли большие лейблы и мировые корпорации, где всё было разложено по полочкам. А в 90-е всё решала фантазия, наглость и творчество. Ну и деньги. Но «новые русские» (в широком смысле этого слова) еще не умели их правильно тратить и тоже были готовы на эксперименты.
Справедливости ради, тезис о том, что «у нас нет денег, но мы крутые, нас знает вся страна, и мы всем еще покажем» звучит в фильме из уст одного из главных героев, но совершенно затмевается основной сюжетной канвой. Богатыми и свободными герои чувствуют себя лишь один раз, когда им фантастически везет в казино. В остальное же время им приходится постоянно идти на компромиссы со своей совестью, принципами и моралью. К чему приводят такие игры, особенно, когда дело заходит о политике – это, возможно, основная идея фильма, но подана она уж слишком буквально, хотя и красиво.
Екатерина Алексеева, InterMedia
[ad_2]