[ad_1]
Оценка: 7 из 10
Премьера психологического триллера «Комплекс бога» состоялась на 1-м фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон», на видеосервисеKion сериал выйдет осенью 2022 года. Режиссёр: Флюза Фархшатова. В ролях: Кирилл Кяро, Даниил Страхов, Марина Васильева, Ольга Лерман и другие.
Российское телевидение обожает криминальные процедуралы, в которых горстка взаимозаменяемых актёров из сезона в сезон расследует типовые преступления, старея буквально у нас на глазах. Ничего не поделать, но и любовь зрителей к такому рода контенту всё никак не ослабнет – страна как однажды начала смотреть «Улицы разбитых фонарей», так и в своей массе не перестала до сих пор. Однако времена меняются, пришли стриминговые платформы, режиссёры насмотрелись западных эталонов жанра, сценаристы переосмыслили современные ценности, и смотрите, как до неузнаваемости изменился криминальный процедурал в России – теперь это уже атмосферный психологический триллер с кинематографическим потенциалом, как, например, новый проект видеосервиса Kion «Комплекс бога», загипнотизировавший публику первого сочинского фестиваля «Новый сезон».
Тем не менее, вводная конструкция у сериала заметно архаичная. Нам показывают, как во время ресторанных посиделок у знаменитого пианиста, его бывшей жены и её нового мужа пропадает маленькая дочка (фактически всех троих, ибо в этом тройственном союзе, как в «Покровских воротах», царит полная гармония). Дальше – рядовые допросы полиции, много слёз и обвинений, сожалений и отчаяний: сериальный режиссёр Флюза Фархшатова за годы работы на телевизоре такого наснимала, наверное, на полжизни вперёд. Чуток оживляет повествование новость о ещё одной пропавшей девочке такого же типажа, но опять же – тропом о серийном маньяке вряд ли кого-то удивишь в 2022-м. Совсем другого рода кино начинается, когда на экране появляются эти двое – Кирилл Кяро и Даниил Страхов, каждый из которых разными способами, но одинаково эффектно приковывает внимание к своим персонажам.
Первый играет успешного психиатра в частном медицинском центре по имени Алексей, второй – ещё более успешного бизнесмена Владимира и по совместительству пациента Алексея. Пациент, сразу видно, из него не самый обычный: Владимир кажется холодным, расчётливым и чрезвычайно умным, в то время как сам психиатр тоже не лыком шитый: любую провокацию он умело заворачивает в обёртку профессиональной беспристрастности. Владимира мучают навязчивые мысли, какие именно, он не говорит, но иногда Флюза Фархшатова позволяет нам заглянуть в его голову и там, прямо скажем, ничего хорошего: мужчину терроризирует кажущийся ему везде старик со спичечным коробком (ага, привет 3-му сезону «Твин Пикса») и мысли об убийстве маленьких девочек. Так, стойте, получается это он – убийца, а мы смотрим русскую адаптацию «Ганнибала»? К счастью, в «Комплексе бога» далеко не всё так очевидно.
С другой стороны, было бы неплохо, если отношения героев Кяро и Страхова обросли столь же электризованным гомоэротичным влечением друг к другу, какое было у Лектора и Уилла Грэма. Тем более что на нынешнем «Новом сезоне» тема однополых отношений, к удивлению, скомкано, но всё же освещается: в показанных друг за другом «Комплексе бога» и сериале Premier «С нуля» есть персонажи-лесбиянки, в фильме Kion «Мать моего сына» героиня Спивак зачем-то усыпляет героиню Жовнер, чтобы поцеловать ту в губы, ну а гей-парочка из второго «Мажора» и вовсе достойна отдельного упоминания.
Но всё же, если и искать западный референс к «Комплексу бога», то это немного «Мыслить как преступник» и финчеровский «Охотник за разумом», где также герои пытались влезть в голову людей, страдающих психическими расстройствами и хранящих внутри себя травмы детства. Однако там мы знали, что агенты ФБР имеют дело с уже установленными преступниками и выявленными маньяками, здесь же мы до самого конца сомневаемся в причастности Владимира к убийствам девочек. Сериал Фархшатовой ведёт точно такую же психологическую игру со зрителем, как Алексей со своим пациентом.
«Комплекс бога» стильный, мрачный триллер с чёткой, отстранённой операторской работой и энигматичным дуэтом Кяро-Страхов, за игрой в кошки-мышки которого хочется пронаблюдать до самого конца. Но одна сцена в первом эпизоде слишком резко выбивает из седла своей вопиющей нереалистичностью (некоторые после неё даже ушли из зала). Это сцена в пустынном метро, где секунду назад при другом ракурсе ещё были люди, а после склейки беззащитная девочка уже бежит по пустой станции к эскалаторам, которые даже не работают. Понятное дело, что снимали ночью, но если зритель хоть раз бывал в московском метро, то картина с безлюдной станцией покажется ему фантастичнее ландшафтов Марса (ещё и момент возвращающейся домой в полночь через метро школьницы с рюкзаком наперевес вызывает вопросы). Сценаристы могли запросто превратить эту нелепую сцену в стильный мастер-класс по саспенсу, вывернув его в сторону очередного видения Владимира и сохранив логику зыбкого, нарочито запутывающего повествования.
Слишком тонка эта материя качественного жанрового кино с атмосферой и цепляющим сюжетом. Любая сценарная или постановочная оплошность может надломить всю магию и запросто упустить своего зрителя. После эпизода в метро «Комплекс бога» сумел взять себя в руки (во многом благодаря актёрам). Остаётся надеться, что свою сдержанность и расчётливость сериал Флюзы Фархшатовой сохранит до самого финала и больше не станет опускаться до дешёвых эмоциональных провокаций.
Вадим Богданов, Роза Хутор, InterMedia
[ad_2]