[ad_1]
Оценка: 7 из 10
Французская драма «С любовь и яростью» была показана в рамках 44-го ММКФ, в прокат лента выходит 8 сентября 2022 года. Режиссёр: Клер Дени. В ролях: Венсан Линдон, Жюльет Бинош, Грегуар Колен и другие.
Про классиков обычно говорят либо хорошо, либо никак. Об иконе французского кино Клер Дени рассуждать можно бесконечно. За свою более чем тридцатилетнюю карьеру одним из центральных мотивов её фильмов стал мотив изоляции: в дебюте местом действия была далёкая французская колония в Африке, в предыдущем фильме – замкнутый космический корабль с заключёнными, а в самой известной картине Дени – душные казармы легионеров. Её новая работа, удостоенная приза за режиссуру на Берлинском кинофестивале, драма «С любовью и яростью», про изоляцию, одновременно понятную всем нам (ковид и прочие карантины) и во многом непостижимую никому – изоляцию человеческой души от любви.
«С любовью и яростью», как это часто бывает у французов, история про любовный треугольник. Сара (Жюльет Бинош) уже 9 лет живёт с Джином (Венсан Линдон), бывшим игроком в регби, бывшим заключённым и нынешним бизнесменом. О их прошлом мы мало знаем, но по общим фразам и языку жестов легко понять, что отношения у них крепкие, в которых каждый дополняет друг друга. Джину предлагают вернуться в мир регби, но уже не в качестве игрока, а как профессиональному скауту, вот только партнёром по поиску талантливой молодёжи становится его старый друг и в прошлом поклонник Франсуа (Грегуар Колен). Когда-то Сара и Франсуа были влюблены друг в друга, но потом появился Джин, и всё так закрутилось, что Сара в итоге осталась с ним. Но, вот беда, остались и те давние чувства, которые от новости, что Франсуа вернулся в город, вспыхивают у бывших любовников как огонь.
По сюжету – перед нами чисто французская мелодрама. Но Клер Дени всё же далеко не рядовой французский режиссёр, поэтому её лента с куда более красивым в мировом прокате названием («По обе стороны лезвия») режет глубже, чем кажется на первый взгляд. Сара ведёт передачу на радио, в которой поднимает вопрос, из чего состоит жизнь человека в эпоху пост-колониализма: эта тема Дени всегда была по-особенному важна. В «Белом материале» рассказывалась история француженки, которая даже во время восстания не захотела покидать свои кофейные плантации в неназванной африканской стране. «Хорошая работа» изнутри освещала будни легионеров как основных исполнителей колониальной политики французского государства. В единственном сай-фае Дени, «Высшем обществе», герои, отработанный человеческий материал, прокладывали пути для нового колониализма – эпохи космического века. Во второй за 2022 год картине Дени «Звёзды в полночь», теперь уже призёре Канн, эта тема снова поднимается в историческом контексте. Здесь же проблема затрагивается как бы вскользь, лишь нашёптывая зрителю, что она никуда не делась и мир, если и стал лучше, то только за счёт появления всеобщей гласности и информационной прозрачности.
Джин, в свою очередь, становится проводником идеи, что ни в коем случае нельзя потакать закостенелым общественным установкам – каждый человек сам выбирает, кем ему стать и чем заниматься в жизни, вне зависимости от цвета кожи и происхождения. В фильме на этот счёт есть целая мотивационная речь в исполнении героя Линдона в адрес его чернокожего сына от первого брака, которая, впрочем, не выглядит программной, поскольку в голосе Джина отчётливо звучит искренняя обеспокоенность будущим своего сына (в той же мере, как Дени обеспокоена будущим всего новых поколений).
Но в то же время «С любовью и яростью», конечно же, кино о ревности. Жгучей и выжигающей то, чем обычно вечность скрепляет узы влюблённых. Это эмоциональная и во многом разговорная драма, разворачивающаяся в замкнутых пространствах (всё-таки снятая в разгар пандемии), но при этом отнюдь не душная. Воздух наполняет кадр вместе с тем, как два потрясающих артиста – Бинош и Линдон – красиво и по-французски пытаются разобраться, кто прав, а кто виноват, иногда срываясь в крики, иногда падая в страстные объятия друг друга.
Нежная режиссура и тонкий сценарий Кристин Анго, уже работавшей с Дени над «Впусти солнце», но в этот раз адаптировавшая свой собственный роман, создают ощущение мягкого и податливого повествования, которое движется словно бы на ощупь, а благодаря актёрской энергетике – ещё и тактильно, хрупко. В какой-то момент Клер Дени вовсе отворачивается от глобальных проблем мира и пристально всматривается в частную трагедию человека: как же бывает больно жить без того, кого любишь, и с тем, кого не любишь. Отношения – это, в конце концов, не кофе выпить с круассаном.
Вадим Богданов, InterMedia
[ad_2]