[ad_1]
Оценка: 7 из 10
Основанная на реальных события драма «13 жизней» вышла на стриминговом сервисеAmazon Prime Video5 августа 2022 года. Режиссёр: Рон Ховард. В ролях: Вигго Мортенсен, Колин Фаррелл, Джоэл Эдгертон, Том Бейтман и другие.
Летом 2018 года в разгар очередного чемпионата мира по футболу весь мир на несколько недель отвернулся от спортивных трансляций и начал пристально следить за спасательной операцией в Таиланде. Тогда 12 мальчиков и их футбольный тренер отправились на экскурсию в пещеру Тхамлуангнангнон, а вернуться оттуда им помешал резко поднявшийся уровень воды, заблокировавший все входы и выходы. Узкие проёмы и внезапно разразившийся сезон дождей превращали любые попытки спасателей пробраться вглубь пещеры в задание практически невыполнимое до тех пор, пока к ним на помощь не прилетели два британских профи в нырянии с аквалангом с 30-летнем стажем.
Обо всём об этом живо, доступно и с прекрасной визуализацией было рассказано в прошлогоднем документальном фильме «Спасательная операция» Джимми Чина и Элизабет Чай Васархели. То был напряжённый триллер, снятый на месте событий, с ощущением полного погружения в происходящее. Многие заслужено назвали «Спасательную операцию» лучшим документальным фильмов 2021 года. И если вы хотите в подробностях узнать про спасение тайских ребят (о котором до этого лишь «что-то там слышали»), то работа Чина и Васархели должна стать вашем первый и основным выбором. Вдобавок, это ещё попросту толково снятое кино, после которого вышедшая в начале августа игровая реконструкция событий от Рона Ховарда под названием «13 жизней» мигом станет необязательной к просмотру. Но при всём при этом (что документалка безоговорочно сильнее) Рон Ховард снял крепкий триллер и в целом один из лучших фильмов в своей карьере.
Как так вышло? Оригинальность переоценена? Скорее, всё же нечто другое – есть истории, которые просто невозможно испортить: ни сухим пересказом, ни рваной последовательностью. Благо, что «13 жизней» сторонится и того, и другого. В качестве пролога здесь небольшое знакомство с юношеской футбольной командой и мягкое погружение в тайский климат (никакой английской речи, минимум профессиональных актёров). Затем мы знакомимся с двумя нашими героями – британскими дайверами Риком Стэнтоном (Вигго Мортенсен) и Джоном Волантеном (Колин Фаррелл), один в прошлом пожарный, другой – айтишник, но сердце у них замирает, только во время погружения с аквалангом. Дальше к ним присоединится третий ныряльщик, который – вообще анестезиолог Харри Харрис (Джоэл Эдгертон), он-то и сыграет ключевую роль в решение сложнейшей задачки по спасению ребят, над которой ломали голову два десятка стран.
Рон Ховард снял «13 жизней» в скором времени после худшего фильма в карьере – невыносимой мыльной оперы «Элегия Хиллбилли», где он изрядно переборщил с драмой, дешёвой сентиментальностью и истеричной интонацией. Здесь, к счастью, всего этого нет. Вообще, к большому удивлению, за весь огромный хронометраж в два с половиной часа кино Ховарда сохраняет завидную выдержку, трезвость мышления и крепко держится за факты, оставляя спекуляции, слёзы и домыслы, чем обычно грешат художественные фильмы по реальным событиям, за кадром.
Есть, конечно, в картине художественные допущения, которые были невозможны в документальном фильме. Во-первых, нам показывают, как именно погиб тот единственный спасатель в ходе операции (утонул он в одиночестве, так что никто не мог видеть, что произошло на самом деле), во-вторых, само погружение подаётся с той же документальной реалистичностью, что было в фильме Чина и Васархели – только там мы видели как бы от первого лица (с помощью закреплённых на голове камер), а тут от третьего, что добавляет происходящему налёт кинематографичности.
Органично во всём этом смотрятся и актёры, причём голливудские лица не оттягивают всё внимание на себя, давая раскрыться и тайским исполнителям. Эдгертон, Фаррелл нареканий не вызывают, а вот Мортенсен снова приятно удивляет поразительным погружением в персонажа – если вы смотрели документальный фильм, то сразу же приметите, как Вигго схватил повадки и манеру общения с людьми Стэнтона. Персонажи получились убедительными, как и сама подача истории, которая, даже если вы о ней знали до просмотра «13 жизней» вдоль и поперёк, всё равно крепко держит в напряжении. Постарались не только режиссёр с актёрами, но и технический отдел. Звук, точное воссоздание условий для погружения, и, собственно, подводная съёмка, которая была настолько сложная, что у Колина в одном из дублей случилась паническая атака.
«13 жизней» неплохо работает ещё и как напоминание о бессилии человека перед мощью природы. Ховарду удаётся это показать, не залезая на территорию фильмов-катастроф и держась ближе к реалистичному изображению противостояния, чего у него, например, не получилось в также «водной» драме «В сердце моря». Как показывает история, для Рона Ховарда чем меньше простора для эмоциональных жестикуляций, тем лучше и собраннее у него получается кино – «Фрост против Никсона» и «Гонка» тому подтверждения. «13 жизней» в этом плане – его новый режиссёрский эталон.
Вадим Богданов, InterMedia
[ad_2]