[ad_1]
Петр Скворцов
20 апреля в онлайн-кинотеатре KION вышел сериал «Секреты семейной жизни» — черная комедия о супружеской паре, которая сталкивается с семейным кризисом и выходит из него с помощью… убийств. В проекте снялись Петр Скворцов, Алена Михайлова, Роза Хайруллина и другие звезды. SPLETNIK.RU встретился с исполнителем главной роли Петром Скворцовым и поговорил о проекте, карантине, отношениях и митингах.
«Сплетник»: Расскажи, пожалуйста, про сериал. О чем он? Есть пара, которая переживает стресс в личных отношениях, и… что с ними происходит?
Петр Скворцов: Они просто подустали друг от друга и самым неожиданным способом эту усталость сняли. Довольно быстро они открывают что-то неожиданное друг в друге.
С: В России до сих пор очень редко удается снять картину об отношениях так, чтобы это не выглядело чудовищно. Как вы избежали этого? Как строились диалоги, работали ли вы над диалогами с автором сценария? И удалось ли вам, на твой взгляд, снять что-то похожее на жизнь, максимально удаленное от, скажем, дневного сериала на телеканале «Россия»?
ПС: Сложный вопрос. Над диалогами — да, мы работали вместе. Иногда и сочиняли что-то. До тех пор, пока креативные продюсеры не начинали ругаться — а они очень следят за тем, чтобы все было произнесено слово в слово. Но мы активно сопротивлялись всему этому продюсерскому гнету и все равно отправляли себя в полеты фантазии.
Дело в том, что вещь-то жанровая, а жанр как будто антиорганичен. Жанр — это то, что помогает коммуникации со зрителем. И мы все — что я, что Алена, что режиссер Шота Гамисония — с этим жанром были не очень хорошо знакомы. Мы видели или как-то чуть-чуть касались этого океана, ножкой трогали немножко. Никогда с ним напрямую не пересекались, не мастера именно этого жанра. Алена знаменита своими драматическими выходами, я вообще в театре в основном занимаюсь странными вещами, непонятно чем… А тут — жанровая вещь, черная комедия.
Алена Михайлова и Петр Скворцов в сериале «Секреты семейной жизни»
С: Можешь вспомнить, что тебе нравилось из того, что ты видел на тему отношений? Потому что у нас редко появляются картины такого плана — не жесткая драма или условный Звягинцев с его противостоянием человека и системы, а просто про отношения. У тебя есть какие-то примеры, на которые ты ориентировался: «Хотелось, чтобы это выглядело так»?
ПС: Есть замечательные фильмы Карлоса Рейгадаса, например его последние: «После мрака свет» и «Наше время». Они на эту же тему, и через кинематограф режиссер пытается разобраться в своих отношениях с женой. Это честно, это не вынос сора из избы, а способ познать мир. Его способ познавать этот мир — кинематограф. Это невероятно трогательно и поражает своей искренностью.
С: Ты используешь свой личный опыт в работе над ролью? Особенно сейчас, когда нужно было разыгрывать сложность в отношениях? Ты копался в самом себе, это было похоже на психотерапию?
ПС: Я считаю, что вся наша профессия — это бесплатная терапия. Ну, вернее, не бесплатная, а наоборот, нам платят за то, что мы сами с собой терапию устраиваем. Просто это происходит у нас не напрямую: в меня что-то попадает из жизни, потом как-то варится и выходит опять.
С: Часто так бывает, что, когда начинаешь новые отношения, говоришь себе: «Ну, мы-то будем не как все, нас эти проблемы не коснутся». Но так не бывает. И что с этим делать? Как справляться со скукой в отношениях, если ничего особенного не происходит, если, условно, не падает рояль с неба? У тебя есть секрет, как с этим справляться?
ПС: Ну, сейчас такой рояль упал в виде карантина. И еще больший рояль следом за ним — выход из карантина. Потому что на карантине я как-то достаточно счастливо существовал. Как выяснилось, для этого счастья абсолютно отсутствует необходимость в тех вещах, которые мне до этого карантина казались необходимыми и жизненно важными: социализация, компании, тусовки и выход на сцену… Выяснилось, что я, в принципе, могу сидеть в небольшом пространстве, читать книжки и слушать музыку — и замечательно себя чувствую. Вот, кстати, на карантине стал Пруста читать, сейчас вторую книжку читаю.
С: В любых отношениях возникает кризис, и есть разные способы его преодолевать. Но есть вещи, которые непростительны в отношениях. Существуют ли такие для тебя?
ПС: Отсутствие диалога. Наверное, никакие отношения не вынесут этого. Хотя нет, какие-то, наверное, вынесут.
С: Некоторые отношения длятся годами без всякого диалога. Ну, это, наверное, не отношения, а мучение друг друга.
ПС: Почему? Может быть, этим людям комфортно! Вот мне не очень нравится давать интервью, потому что они всегда требуют какого-то однозначного ответа. А ведь все по несколько раз в день меняется: наши роли в общении друг с другом, отношения и уверенность в чем-то.
С: У тебя, кстати, бывало такое, что ты читал какие-то свои старые интервью и думал: «Как я это сморозил вообще?».
ПС: Да, конечно! Я даже свежие не читаю, когда присылают: не могу, мне тяжело.
Петр Скворцов в сериале «Секреты семейной жизни»
С: Чье мнение по поводу твоей профессиональной жизни для тебя имеет какое-то значение?
ПС: Коллег — больше, наверное, ничье… Я думаю, что кинокритики редко этими актерскими делами занимаются. Они же оценивают фильм в целом. И кино — это искусство актеров в последнюю очередь. Это все-таки не театр, хотя и театр уже часто не нуждается в актерах. Это образы, которые склеены между собой, движутся. Актер выучил текст, ну и говорит его. Актер в этом смысле значительно понятнее кинематографа и… скучнее.
Мне очень нравится, как говорил Дзига Вертов, что «пора с этим заканчивать» — с тем, что кинематограф значительно шире, чем перенесенный на пленку театр. И пора заканчивать с этими людьми, которые выходят, что-то говорят, разыгрывают… Мы можем вообще миры создавать, а вы позвали этих скучных актеров.
С: Ты с таким очарованием говоришь о роли режиссера — тебе самому хочется в эту сторону двигаться?
ПС: Да, мне хотелось бы попробовать. Я один раз снял фильм короткометражный, мне хотелось бы продолжать.
С: У тебя есть уже какая-то задумка или пока просто смутное желание что-то делать?
ПС: Есть в голове история. Я ее взял из романа Макса Фишера «Назову себя Гантенбайн». Роман состоит из кусков, и они все время обрываются, начинается что-то новое, совершенно неожиданное. Каждый из этих фрагментов очень конкретен и очень кинематографичен. Один из них про то, как человек, после того как выяснил, что жена его не любит, уехал, сказав: «Мне нужно проветриться». И вот возвращается он из какой-то далекой страны и, сидя в самолете, натыкается на собственный некролог. Его сначала посещают какие-то мистические мысли, потом он понимает, что просто к нему в гараж залез пьяный человек, угнал его машину, сгорел, и никто не стал разбираться — решили, что это он и сгорел. Он возвращается в свой родной город, едет в такси домой: действительно, в гараже машины нет, — потом он едет на кладбище, смотрит, как его хоронят. Собираются люди, друзья. Он сначала хочет прояснить ситуацию (ведь это недоразумение), но потом появляется жена, с которой он разошелся, она в истерике, и герой решает, что, похоже, сейчас подходить к ней нельзя, чтобы не сделать хуже. Под конец дня он приходит к себе в квартиру, сидит там: с кошкой пообщался, взял свою трубку курительную, спустился вниз, бросил ключи в почтовый ящик… И ушел совсем из этой жизни. Теперь он свободен. Мне очень понравилась эта история.
Петр Скворцов и Алена Михайлова в сериале «Секреты семейной жизни»
С: Про тебя говорят, что ты технофоб, тебя нет в инстаграме до сих пор. Это правда? Это дело принципа, потому что тебя раздражает показушность? Ты считаешь это бессмысленным?
ПС: Я не подвожу под это какую-то идеологию, мне просто не прикольно читать все это. Может, я просто не на тех подписался. Я пробовал разные варианты: и на тех подпишусь, и на этих. Никто из них ни счастья, ни разнообразия в жизнь не приносил.
С: Ты говоришь, что карантин как-то тебя изменил внутренне. Но ты и до карантина успел попробовать себя во многих вещах: от музыки до театра, кино, сериалов. Где тебе пока нравится больше всего? Куда тебе хочется двигаться в ближайшее время? Может, теперь тебе хочется что-то делать самому — продюсировать, например?
ПС: Мне круто на съемочной площадке, это определенного рода кайф. Но когда я вернулся, и мы стали выпускать премьеру в «Практике», я вдохновился взаимодействием со своими театральными коллегами. И это все сразу после карантина, где ничего не было. И вот я сначала попадаю на съемочную площадку, а потом в театр. Разницу я чувствую. И там, и там, конечно, интересно. Но тот кайф, который я испытал от взаимодействия со своими театральными коллегами, не сравним вообще ни с чем. Потому что значительно легче обстоятельства. Ты не связан двенадцатью часами смены, в которые втиснуто дикое количество выработки. Вы выделяете себе столько времени, сколько необходимо, и находитесь в диалоге друг с другом, вы ничем не связаны. И это сразу открывает вам другие возможности для диалога… Не хочу звучать гнусно, но разница есть.
С: Как тебе работалось с Аленой Михайловой, которая сейчас стала звездой благодаря «Чикам», как она тебе как партнерша? Вы были с ней знакомы до этого?
ПС: Нет, мы не были знакомы. Мы виделись один раз на дне рождения Вари Шмыковой, но мы не общались. Алена, кстати, меня поразила знанием текста песен из нашего спектакля «Конармия», который закрылся два или три года назад. Нам хорошо работалось вместе.
Алена Михайлова в сериале «Секреты семейной жизни»
С: Ты был на днях рождения Вари Шмыковой, Саши Бортич — все они сейчас, в связи с последними событиями, связанными с Навальным, имели какие-то проблемы по работе. Как ты считаешь, если актеры высказываются на политические темы, нормально ли это? Или неважно, актер ты или нет, если у тебя как у человека есть гражданская позиция, то ее надо обязательно высказывать?
ПС: Я думаю, что в высказываниях существует очень серьезная опасность — риск впасть в идеологию. Мне очень нравится рассказ Пелевина на эту тему — про человека, которому однажды приснилось, что он бабочка. И там есть фраза про то, что «все, чем занимаются люди, настолько безобразно, что нет никакой разницы, на чьей ты стороне». И, если говорить откровенно, то я примерно этой позиции и придерживаюсь. Особенно после карантина.
С: Ты сам ходил на митинги?
ПС: Нет. Не понимаю, с кем я там, за кого… Это же очень серьезное деление на «своих» и «чужих», а это, мне кажется, очень опасная дорожка.
[ad_2]