[ad_1]
Оценка: 8 из 10
Сериал «Дом дракона» вышел на видеосервисе «Амедиатека» 22 августа 2022 года. Шоураннеры: Мигель Сапочник и Райан Кондал. В ролях: Пэдди Консидайн, Мэтт Смит, Рис Иванс, Милли Олкок, Эмили Кэри и другие.
«Дом дракона» – сериал-приквел «Игры престолов». Вышедшие первые два эпизода пытаются намеренно показать некоторую вторичность по отношению к мегапопулярному хиту HBO. Впрочем, зря.
Сериал открывается текстовым титро, сообщающим, что действие происходит почти за двести лет до прихода Дейнерис Таргариен и событий «Игры престолов». У него нет собственный музыкальной темы, а лишь слегка переделанный мотив предыдущего сериала, вступительные титры также стилизованы под те, что большинство зрителей уже видело. Часть действия довольно быстро перемещается на Драконий камень – очевидно, чтобы показать уже знакомую локацию. Все рассчитано на максимальное узнавание, поэтому на первый взгляд кому-то может показаться, что во всем этом нет смелости и эксперимента.
Тем не менее, по итогам первых двух эпизодов все же возникает легкая надежда, будто бы это не просто коммерческая история, призванная до конца выдоить популярную франшизу. Новый сериал куда больше следует духу первых сезонов «Игры престолов», нежели даже ее последние серии.
Каким был предыдущий сериал HBO до того, как писатель Джордж Мартин отпустил бразды правления, передав их целиком и полностью Бениоффу и Уайссу? Он был в первую очередь мрачной, но человеческой и реалистичной историей. Он был о людях. Придворные, знать, торговцы, челядь – все люди из каждой прослойки общества имеют свои слабости. Кто-то из них со своими слабостями борется, кто-то им активно потакает, а кто-то мечется – между долгом своей стране, долгом семье и удовольствиями для самого себя. Столкновение этих слабостей и порождало конфликты, которые затем приводили к раздорам, ненависти, предательствам, интригам и войнам. Когда «Игра престолов» потеряла литературное основание (книги, на которых должны были бы базироваться последние сезоны, все еще не написаны), то она вместе с тем потеряла и глубину проработки характеров. Бениофф и Уайсс не стали заморачиваться и просто внесли в историю больше пафоса, эпика и масштаба, зато интриги стали происходить только потому, что большинство ее героев – подлые интриганы.
«Дом дракона» возвращает в Вестерос эту утерянную литературность. Кому-то в результате сериал может показаться недостаточно динамичным, но это тут и не главное – в конце концов, первые эпизоды «Игры престолов» тоже динамикой не отличались, если сравнивать их с последующими. Важнее то, что они закладывают прочный фундамент. Первая серия – скорее, экспозиционная, полная событий и новых персонажей. Вторая – неторопливо расставляет фигуры на доске. После их просмотра диспозиция должна стать предельно понятной, а внутренние течения каждого из героев – очевидными. Таким образом, с одной стороны, зритель сразу отчетливо видит большую часть конфликтов, которые в будущем обязательно случатся, с другой стороны – совершенно точно не сможет предугадать, как именно они разрешатся, учитывая склонность людей иногда потакать слабостям, а иногда – бороться с ними.
(а теперь сравните этот подход с «Ведьмаком» от Netflix, который уже ДВА СЕЗОНА ПОДРЯД не может диспозицию толком объяснить)
Первые две серии – это, скорее, глубоко личная история, чем политическая. Король Визерис I Таргариен (Пэдди Консидайн очень органичен в этой роли) был выбран правителем на Великом совете, поскольку у его деда не осталось других прямых потомков. Он явно никогда не готовился к такой ноше, предпочитая развлекаться. Впрочем, Визерис в этом плане отличается от уже знакомого нам Роберта Баратеона из «Игры престолов», поскольку по своему характеру слаб и нерешителен. В его семье случается горе и умирают во время тяжелых родов и жена, и сын. Визерис в результате отдаляется от единственного потомка – дочери Рейниры, которая вполне могла бы стать наследницей престола. Саму девушку при этом больше волнуют схватки и драконы (в этом смысле она берет многое от образов и Арьи, и Сансы Старк, хотя и не похожа ни на одну из них).
Пока король пытается найти с дочерью общий язык, знать требует от него новой женитьбы. Какие бы он отношения по расчету ни выбрал – кто-то в любом случае останется недоволен. В то же время брат короля Деймон претендует на то, чтобы стать его наследником или хотя бы десницей (Мэтт Смит в образе плохого парня всегда хорош, в этом мы убедились еще в провальном «Морбиусе»). Он по-родственному любит племянницу Рейниру, но явно недоволен тем, что его самого все время задвигают на задний план. Всему виной – вспыльчивый характер и склонность к агрессии – качества, которые не должны быть свойственны мудрому правителю. У героя явно есть черты Джоффри Баратеона, но все же он совсем другой – им правит не столько жестокость, сколько обида на брата за неоцененность. В нем есть стратегическое изящество, но нет понимания, как заслужить одобрение. Деймон – куда больше персонаж-трикстер, чем злодей, в этом он порой похож на Тириона Ланнистера.
Казалось бы, сериал использует уже знакомые клише, но манипулирует ими так умело, что превращает в живых людей. Критики, которые утверждают, будто бы в «Доме дракона» нет запоминающихся персонажей, видимо, забыли, что не настолько уж яркими казались герои «Игры престолов» после первых серий. Они раскрылись в дальнейшем (вспомним, как преобразилась Санса Старк, которую зрители долгое время считали блеклой и бесхарактерной). «Дом дракона» в этом плане определенно заслуживает того, чтобы ему дали шанс. Если герои и не цепляют какой-то необычайно выдающейся харизмой, то точно запоминаются реалистичностью и глубиной проработки характеров.
Помимо персонажей в сериале стоит отметить живописные виды, красочные декорации и, собственно, драконов. С таким заделом проект HBO пока что выглядит куда более ожидаемым многосерийным фэнтези, чем «Властелин колец» от Amazon.
Павел Соломатин, InterMedia
[ad_2]