[ad_1]
В предрассветных сумерках просыпается панельная московская многоэтажка. 31 декабря, у всех праздничное настроение. Или нет. У Андрея (Степан Девонин) день не задался: сначала падчерица Мира не оценила по достоинству его подарок, дорогущие «айрподсы» (другим членам семьи приготовлены практичные рукавицы), потом упала елка, проснулась младшая, годовалая дочь, и теперь всем приходится вставать и мириться с плохим настроением главы семьи.Больше всего проблем, конечно, от Миры. Мира не хочет сидеть всю новогоднюю ночь перед телевизором, Мира хочет на вечеринку к подруге. «Дядя Андрей» против: «знаем мы эти вечеринки, у вас всех одно на уме». Но ей удается вырваться.
«Один маленький ночной секрет»
Фото: Кадр из фильма
«Вырваться» – ключевое слово. При всей мнимой уютности маленькой квартиры – с развешанным детским бельем, наклейками на окнах и рыжей толстой кошкой на диване – там хозяйничает монстр. Тот самый глава семьи – в мягком свитшоте и с ямочками на щеках. С тайными подарочками и такими же тайными визитами в детскую, когда кажется, что все остальные заснули и никто ничего не слышит, не видит, не знает, не хочет знать.
«Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой раскрывает табуированную в нашем обществе тему насилия в семье, и именно по этой причине никто не увидит этот фильм в кинотеатрах, на большом экране. Разве что только случайно, на фестивальных показах (таких, как, например, устраивал кинотеатр «Иллюзион», и билеты были проданы так быстро, что пришлось делать дополнительный сеанс). «Один маленький ночной секрет» – это страшный фильм, который, однако, лечит душу. Мы видим то, что не должны увидеть ни при каких обстоятельствах, мы не сможем этого развидеть, мы будем помнить об этом всегда.
«Один маленький ночной секрет»
Фото: Кадр из фильма
И при этом «Секрет…» – история, как бы спроецированная на 14-летнюю девочку, а девочки в этом возрасте подобны распускающимся цветам. Попадая на вечеринку, Мира (совершенно замечательная, тонкая и невероятно храбрая Таисья Калинина) преображается, как преображается Золушка, которую отпустили на бал. Правда, вместо хрустальных туфелек у нее топик с пайетками и блестки на скулах, а принц – красивый приезжий мальчик из Риги (Олег Савостюк), но какое время, такие и сказки. Он смотрит на нее, как никто еще не смотрел, она смотрит на него, как ни на кого еще не смотрела, вторая бутылка шампанского, выпитая прямо из горла напополам с подругой, дополняет чувство нереальности, легкости и того, что все возможно – еще чуть-чуть, и они с этим мальчиком сбегут «в большой мир, с огоньками». Эти мгновения опьяняющей, внезапной, оглушающей влюбленности, как в «Ромео и Джульетте», если не Шекспира, то хотя бы База Лурманна – заражают и нас, хотя и возраст давно не тот, и трезвость – норма жизни.
«Один маленький ночной секрет»
Фото: Кадр из фильма
Но волшебная ночь проходит, и реальность возвращается вместе с тяжелым похмельем, потекшей тушью и чувством безнадежности. Заботливый отчим возвращает «блудную дочь» в лоно семьи. Возвращает, чтобы больше никогда не отпустить. У «Маленького ночного секрета» два финала – один невероятно тяжелый, фантасмагоричный, подменяющий еще более невыносимую реальность. Другой – иллюстрирующий слова про «лоно» почти буквально. Мама Миры сжимает в своих объятиях, буквально баюкает 14-летнюю дочь. От ненависти до любви – одна монтажная склейка. И от этого невозможность хэппи-энда ощущается еще больнее.
[ad_2]