[ad_1]
44-й Московский международный кинофестиваль прошёл в столице с 26 августа по 2 сентября 2022 года. Триумфатором стала иранская лента «Без предварительной договорённости» режиссёра Бехруза Шоаиби. Картина рассказывает о взрослой девушке по имени Ясмин, которая спустя много лет решает вернуться в родную страну после того, как её семья иммигрировала в Берлин. Ясмин возвращается не одна, а со своим сыном, страдающим аутизмом, вместе они заново открывают для себя родные земли и пытаются начать жизнь сначала. «Без предварительной договорённости» не похоже на то иранское фестивальное кино, к которому мы привыкли (Фархади, Панахи, Хагиги и других), здесь Иран совсем не похож на страну-тюрьму с железным занавесом, а наоборот, своеобразной землёй обетованной, что уже вызвало волну недовольств в адрес фильма от соотечественников Шоаиби, однако даже такое утрированное изображение иранской действительности не смутило членов жюри ММКФ.
Наградой за режиссуру отметили сербского постановщика Синиша Цветича за ленту «Усекновение», которая напоминает плохой ремейк «Сьераневады» Кристи Пую, но, вероятно, члены жюри ещё не успели ознакомиться с одной из главных картин новой румынской волны. В целом же, основной конкурс как всегда не блистал, поэтому ему в подмогу организовали параллельный конкурс из русских фильмов, чья премьера, скорее всего, подразумевалась на «Кинотавре», но теперь больше никакого «Кинотавра» не будет, поэтому вот вам конкурс «Русские премьеры». Там победила лента Петра Тодоровского «Здоровый человек», о ней мы подробнее расскажем дальше.
Кроме «Здорового человека», мы собрали в этой статье все самые главные и интересные картины, показанные в рамках Московского международного кинофестиваля 2022 года. Поехали, впереди избранная двадцатка по версии редакции InterMedia:
«Сердце пармы»
Режиссёр – Антон Мегердичев
Фильм открытия
Спасибо, что не о войне и не про спорт. 44-й Московский международный кинофестиваль открылся историческим эпиком «Сердце пармы» Антона Мегердичева по роману Алексея Иванова. Предыдущим проектом режиссёра был баскетбольный суперхит «Движение вверх», побивший в своё время всевозможные рекорды по броскам в денежную корзину со сборами. Теперь Мегердичев попытался отработать каждый заработанный рубль, сняв свой самый амбициозный, размашистый и по всем меркам дорогой российский блокбастер с элементами фэнтези, призывающий вроде как к благой цели – к единению народов. Продолжение рецензии.
«Похожий человек»
Режиссёр – Семён Серзин
«Русские премьеры»
Семён Серзин продолжает выкручивать экзистенциального клеща из тела серой обыденности, разбавляя свой второй фильм такой плотной дымкой абсурда, что смотришь будто бы эпизод сериала «Барри» или один из фильмов Джармуша (хотя в референсах у режиссёра Павликовский и его «Холодная война», что заметно по стильной, утончённой операторской работе).
«Похожий человек» это по-питерски эстетский, лаконичный чёрно-белый фильм-притча про детектива, расследующего самоубийство, который по ходу дела пытается раскрыть преступление иного рода – ежедневное убийство собственного счастья, совершаемое всеми нами до тех пор, пока мы не осознаем, что жизнь проходит где-то мимо нас. Хорошо, если кто-то успеет тебя пробудить, пока не поздно (как в «Человеке из Подольска»), иначе быть тебе в веках лишь очередным, умирающим от вселенской скуки похожим человеком на миллион таких же.
«Петрополис»
Режиссёр – Валерий Фокин
«Русские премьеры»
Если бы сценарий «Петрополиса» попал к какому-нибудь успешному голливудскому продюсеру, то последний бы непременно свалял из этого материала «Аватара», «Дюну» или, на худой конец, «Хищника». Мы же никуда не торопимся и никому ничего не доказываем, поэтому на выходе имеем местами скучноватую камерную драму о мире, который несется к своему логическому концу. При желании из «Петрополиса» можно безбоязненно сделать театральную постановку, и рано или поздно это наверняка случится. Удивляться тут не приходится, потому что режиссер Валерий Фокин специализируется, прежде всего, как раз на театральных проектах. Продолжение рецензии.
«Еами»
Режиссёр – Паз Энсина
«Свободная мысль»
Дело было в Парагвае, в крошечном поселении Айорео, куда поехала режиссёр фильма Пас Энсина, чтобы понаблюдать за коренным американским населением и попутно снять свой антропологический слоубёрнер «Еами». На языке индейцев это слово обозначает «лес», и ещё «мир». Впрочем, неспроста, ведь для этих народов лес и есть весь мир, и его прямо сейчас жёстко вырубают, отчего, собственно, фильм и зародился – чтобы обратить внимание общественности к столь серьёзной проблеме. Форму своего обращения сеньора Энсина выбрала не самую удачную – медленный, как течение стоячей реки, экспериментальный фильм-размышление, переплетающий документальные вставки с феерией звуков природы на фоне застывшего ландшафта. Выдержать такое смогут далеко не все, хотя жюри Роттердамского кинофестиваля в начале года сделало всё, что могло, дабы заставить как можно более широкую аудиторию ознакомиться с фильмом, наградив «Еами» главной наградой фестиваля.
Еами – это ещё и имя главной героини, маленькой девочки, которая после разрушения её деревни вынуждена бродить по ещё пока не вырубленному лесу в поисках непонятно чего. В своём пути она встречает различные видения, долго теряется в пейзажах окружающей среды и постоянно что-то нашептывает зрителю, честно уснувшему ещё во время открывающей сцены, где ему на протяжении пяти минут показывали статичный план перепелиных яиц, пока закадровый голос протяжно рассуждал об эволюционных нуждах человека. Как опыт единения автора с природой, маскирующийся под акт творения, «Еами» ещё можно рассмотреть, но вот как публицистический призыв – тут уж извините, кино само себя рубит на корню.
«Кэт»
Режиссёр – Борис Акопов
«Русские премьеры»
Режиссер полюбившегося кинокритикам «Быка» Борис Акопов сначала снял «Кэт» в виде короткометражки. Время шло, но идея не оставляла его и тогда появилась мысль расцветить сценарий все новыми и новыми подробностями. Так в отличие от «Быка», отпевшего лихие 90-е, «Кэт» пытается ответить на вопросы, что есть сумбурное настоящее. Правда, к финальным титрам вопросов становится несравненно больше, чем получасом раньше. Продолжение рецензии.
«Медуза»
Режиссёр – Анита Роша да Сильвейра
«Фестивальный коктейль»
Бразильская «Медуза» из прошлогоднего каннского «Двухнедельника режиссёров» — кино, в которое можно запросто влюбиться. В нём достаточно нетипично обыгрывается древнегреческий миф о Медузе Горгоне, присутствует стильный, зачастую залитый неоном визуальный стиль, а ещё это яркая во всех смыслах сатира на праведный образ жизни погрязшего в грехах современного общества, напоминающая отчасти эпизоды «Чёрного зеркала».
Главная героиня Марьяна следует христианским заветам о том, какой должна быть девушка: с чистыми намерениями, не поддающаяся соблазнам и контролирующая себя во всём. Иногда контролирующая ещё и тех, кто сам с собой справиться не может. Марьяна – ангел во плоти, знает, как нужно делать христианское селфи и какие фильтры для фотографии использовать, чтобы они были не от лукавого. Но по ночам она вместе с такими же фанатками надевает маски с изображением окаменевшего лица и устраивает рейды по улицам, выбивая дурь из девушек, живущих не по Священному писанию. Причём достаётся не только проституткам, но и просто тем, кто носит слишком короткие юбки или вызывающий макияж.
Однако при всей заявленной глубине фильма, работа Аниты Роша да Сильвейры походит скорее на произведение псевдоинтеллектуального толка, в котором вычурная форма отвлекает внимание от слабой сценарной основы.
«С любовью и яростью»
Режиссёр – Клер Дени
«Мастера»
Про классиков обычно говорят либо хорошо, либо никак. Об иконе французского кино Клер Дени рассуждать можно бесконечно. За свою более чем тридцатилетнюю карьеру одним из центральных мотивов её фильмов стал мотив изоляции: в дебюте местом действия была далёкая французская колония в Африке, в предыдущем фильме – замкнутый космический корабль с заключёнными, а в самой известной картине Дени – душные казармы легионеров. Её новая работа, удостоенная приза за режиссуру на Берлинском кинофестивале, драма «С любовью и яростью», про изоляцию, одновременно понятную всем нам (ковид и прочие карантины) и во многом непостижимую никому – изоляцию человеческой души от любви. Продолжение рецензии.
«Молодость»
Режиссёр – Дмитрий Давыдов
Основной конкурс
Под конец фестиваля похолодало не только в Москве, но и в основном конкурсе ММКФ, где показали «Молодость» Дмитрия Давыдова, снятую в Якутии при температуре минус 50. Картина, надо сказать, и получилась напрочь отмороженной, но и в той же мере освежающей.
Давыдов, выстреливающий уже третьей работой за последние несколько месяцев, на этот раз ударился в забойный мета-нарратив. Его «Молодость» – это якутское кино, которое как будто бы преисполнилось всеми статьями, разборами и хвалебными речами о феномене кинематографа республики Саха и теперь иронично весь этот пласт деконструирует.
Герои шутят, что «якуты совсем кино снимать не умеют», очень много танцуют (даже когда идут в магазин за водкой), пытаются одолеть внушающую всем страх муху, как бы подстёбывая якутский мистицизм (привет давыдовскому «Пугало»), и застревают в настоящем царстве теней, где застыло уже само время.
«Здоровый человек»
Режиссёр – Пётр Тодоровский
«Русские премьеры»
Тема здорового человека, которого в тяжелобольном мире все видят то лжецом, то идиотом, не нова ни для русской литературы, ни для русского кино. Однако Петр Тодоровский сумел внести в нее довольно свежий взгляд, выбрав необычный угол зрения. В первую очередь «Здоровый человек» – это кино веселое и смешное, хотя оно при этом ни разу не становится комедией. Герои здесь много шутят – живые и здоровые, больные и умирающие. Они попадают в странные и нелепые ситуации, их жизнь бывает трудна и ужасна – но они шутят так, что от этого становится по-настоящему смешно. Это тот бесстрашный тип смеха над травмой, болезнью и самой смертью, который позволяет преодолевать абсолютно все и жить дальше, сколько бы ни оставалось. Продолжение рецензии.
«Мурина»
Режиссёр – Антонета Кусиянович
Специальные показы
Пропитанный летним солнцем и ветром с Адриатического моря дебют хорватки Антонеты Кусиянович «Мурина» (хотя точнее – «Мурена») отметился на прошлогоднем Каннском кинофестивале наградой «Золотая камера», вручаемой за лучший первый фильм. Пригляделась «Мурена» не только жюри Канн и отборщикам ММКФ-2022, но и Мартину Скорсезе, который взялся продюсировать ленту и обязался довести её до американского зрителя, который сравнил фильм с «Бассейном» Дере.
По сюжету, перед нами знакомая история взросления, в центре событий – красивая, стройная хорватская девушка с телом греческой богини. Однако строгий категоричный отец ей спуску не даёт, приучая 16-18 летнюю Юлию к работе по дому, а не к тусовкам на яхте с местными сверстниками (куда, естественно, Юлия мечтает попасть). Вместе с отцом они ныряют за рыбой, встречают мурен, а ещё пытаются продать небольшой кусок своей земли американскому предпринимателю. В его роли – Клифф Кёртис. Вскоре гостеприимный приём заокеанского гостя разжигает в Юлии небывалые доселе амбиции – а что если она способна на большее, что если уедет учиться в Гарвард, найдёт там свою любовь и призвание? Однако в патриархальной балканской семье последнее слово остаётся всегда за отцом…
Отсматривать победителей «Золотой камеры» дело всегда волнительное – а вдруг это новый(ая) Джафар Панахи, Наоми Кавасе, Корнелиу Порумбойю, Стив МакКуин, Бен Зайтлин или Джим Джармуш? Правда, в последнее время победители этой награды как-то уж очень быстро забываются, хотя картины у некоторых вполне себе на уровне. Что будет с Антонетой Кусиянович, пока сказать трудно, однако, несомненно, дебют у неё вышел талантливый и привлекательный. Пусть и ничего сверхординарного, зато смотрится «Мурена» очень легко – во многом благодаря живописной приморской Хорватии и исполнительнице главной роли, у которой прекрасно удалось воплотить образ красивой и грациозной мурены, готовой в любой момент ранить своим ядом каждого, кто позарится на её свободу.
«Решение уйти»
Режиссёр – Пак Чхан-ук
Фильм закрытия
С громогласным успехом «Паразитов» Пона Джун-хо все как-то позабыли, что настоящим крёстным отцом современной корейского кино является Пак Чхан-ук, чей «Олдбой» однажды молотком проехался по всем канонам жанрового кино и тем самым проложил путь корейскому кинематографу (и его авторам) на запад. Глядя на фильмы Пака – речь не только про «Олдбоя» и его два обрамляющих размышления о природе мести, но и про суровую военную драму о корейских пограничниках, шпионском мини-сериале с Флоренс Пью – может показаться не столь очевидным тот факт, что Пак Чхан-ук на самом деле убеждённый романтик. Своего рода, так сказать.
Что «Служанка», что «Порочные игры», что в больше степени вампирская «Жажда» все эти фильмы были главным образом о любви, запретной, сводящей с ума, ломающей рамки дозволенного и устоявшиеся в обществе нормы. Но рассказаны эти истории любви были с такой хлёсткой выдержкой, издёвкой, холоднокровием, китчевой пошлостью и фирменным режиссёрским акцентом на красочном насилии, что казалось, будто бы Пак попросту использует любовным мотив для своих очередных манипуляций с жанровым кино, надо отметить, крайне успешных. Однако в «Решении уйти» корейский автор предстаёт в своём самом романтичном и сентиментальном виде, при этом оставаясь трезво мыслящим постановщиком, которому наконец удалось найти ту идеальную пропорцию между выжигающей всю почву под ногами любовной линией и брутальной жанровой историей с муравьями, спешно бегущими по открытому глазу мертвеца. Продолжение рецензии.
«Святой архипелаг»
Режиссёр – Сергей Дибжев
Конкурс документального кино
В конкурсе документального кино победу праздновал «Святой архипелаг» Сергея Дибжева, посвящённой Соловецким островам – от их быта до символического значения в истории русского человека.
Как поэтичный и безумно красивый эпилог к «Острову» Павла Лунгина такая документалка залетит дай боже, но в целом, конечно, много лишней воды.
А вообще куда интереснее было бы глянуть на 10-часовую версию того, как под Бутусова соловецкие попы играют в снежки и кормят парящих чаек в слоу-мо, а не как полтора часа бурчать о моральном разложении современного бездуховного общества.
(Погодите, там реально сравнили небоскребы Москвы-сити с Вавилоном?).
«Брат и сестра»
Режиссёр – Арно Деплешен
«Мастера»
«Брат и сестра» начинается как среднестатистическая мелодрама, не блещущая какими-то изысками. Застарелые детские обиды, глупые, но очень действенные приемы мести, показное хлопанье дверями — все это слипается в довольно тривиальную жвачку для впечатлительных домохозяек. Особенно шаблонными выглядят старики, которые, на первый взгляд, не оказывая ощутимого воздействия на развитие сюжета, призваны давить на жалость. Продолжение рецензии.
«Битва при Чосинском водохранилище 2»
Режиссёр – Тцуй Харк
«Блокбастеры народов мира»
В программе «Блокбастеры народов мира» показали зрелищную китайскую дилогию «Битва про Чосинском водохранилице» (у нас обе части локилизованы по-другому и очень странно: соотвественно, «Битва на озере» и «Захват дамбы Чосинского водохранилища»). Сейчас поговорим про «Дамбу».
Перед нами хорошее DLC к основной сюжетной кампании, открывающее новую локацию в Корейской войне. Если в первой части событий и сражений хватило бы на целый мини-сериал, то здесь всё укомплектовано так, что действие сосредоточено на одной миссии, как китайцы разными методами пытаются взять дамбу, ковыряя её со всех сторон, пока не поддастся. Всё это выглядит как детализированная миссия из Battlefield, для прохождения который нужно применить сразу несколько военных тактик: бросок напролом, стелс-проникновение через тыл, точечный обстрел, дуэль с танком, снежный паркур, диверсия на мосту, рукопашный ближний бой. Всем бы уметь из ура-патриотической пропаганды делать такой спектакль.
«Просточеловек»
Режиссёр — Яна Климова-Юсупова
Программа русского кино
«Просточеловек» дебютантки в полном метре Яны Климовой-Юсуповой поначалу кажется неровным и судорожным, как сбивающееся дыхание Саши во время бега. За его отношениями с девушкой наблюдать, по меньшей мере, странно: то и дело задаешься вопросом, почему этой парочке нужно постоянно выяснять отношения на пустом месте? Со здоровым образом жизни героя не очень-то коррелируют заправски вынюхиваемые им «дорожки». К тому же после них Саша совершенно невозмутимо упрекает друга, что у того, оказывается, «нет морали». Продолжение рецензии.
«Жанна»
Режиссёр – Константин Статский
«Русские премьеры»
Очередная лента о травмирующих 90-х с драмой на пустом месте, обилием щемящих флэшбеков и незамолкающей, когда это нужно, музыкой, чтобы наверняка заставить зрителя грустить в необходимых сериальному режиссёру Константину Статскому моментах.
Ксения Раппопорт холодно отыгрывает более серьезную версию самой себя из добрыгинского «На близком расстоянии», добавляя фильму лишней театрализованности, а кроме неё тут смотреть особо не на что.
Как говорится, дай сериальному режиссёру снять полнометражное кино и получишь добротный телефильм.
«Путешествия Масторны»
Режиссёр – Чан Мин Чжи Ляо
Основной конкурс
Многие предвкушали и в то же время боялись, что в этом году Ричард Линклейтер подарит нам четвёртую часть своей легендарной трилогии «Перед», но чуда, видимо, уже не произойдет. Внезапно в конкурсной программе Московского фестиваля обнаружилась молодая китайская реинкарнация Линклейтера, режиссёр Чан Мин Чжи Ляо, который решил соблюсти 9-летний промежуток после выхода «Перед полуночью» и снять духовное продолжение или, если точнее, пламенный фильм-оммаж, в котором двое влюблённых целый день прогуливаются по Шанхаю и страстно беседуют обо всём на свете, но в первую очередь – конечно же, о кино. Продолжение рецензии.
«Дубайская история: Закулисье мировых шахмат»
Режиссёр – Тимур Белый
Специальные показы
Поначалу лента «Дубайская история: Закулисье мировых шахмат» Тимура Белого кажется занудноватой: она рассказывает о финальной игре турнира за звание чемпиона мира, которая проходила в Дубаях в 2021 между норвежцем Магнусом Карлсеном и россиянином Яном Непомнящим. Но фокус истории здесь не на самих гроссмейстерах, а на людях, которые организовывают подобные турниры, заботятся о том, чтобы на протяжении всей игры была комфортная температура в 23 градуса, чтобы в кабинке шахматистов всегда пахло апельсинами, чтобы игроков ничего не нервировало – ни настенные часы, тикающие слишком громко, ни старые скрипящие доски в полу.
В итоге с каждой секундой всё это превращается если не в театр абсурда, то уж точно в сатирическую комедию Армандо Ианнуччи: в одной сцене нам показывают одесских фанатов норвежского шахматиста, которые приехали в Дубаи специально на день его рождения, чтобы подарить чемпиону миру связанную наволочку с изображением его лица. В другой сцене мы наблюдаем за спортивными комментаторами, которые в том же закулисье устроили свои собственные соревнования (сестрички Бозос вообще огонь) с речитативами Эминема про «мамкины спагетти». Потом мы следим за самой игрой, где тоже не без доли комизма: матч только начинается, норвежец делает ход, а русский неспешно достает термос, наливает чай и начинает распивать его как на пикнике. Выражение лица соперника в это время бесценно.
Местами происходящее вообще напоминает «Офис» или ещё какой ситком о буднях обслуги и настоящих героях, которые не носят плащи. Кажется, это самое смешное, что когда-либо снимали про шахматы.
«Что-то в доме» / «Что-то в земле»
Режиссёры – Аарон Мурхед и Джастин Бенсон
«Дикие ночи»
Если вы знакомы с творчеством талантливого и самобытного дуэта американских фильммейкеров (понятие «режиссёр» слишком узкое в их случае) Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона, то примерно понимаете, чего ожидать от их следующего проекта. Очередное мозговитое, изворотливое, надламывающее жанровые устои инди-кино с примесью сай-фая и ужасов, какими были «Ломка», «Паранормальное», «Весна» и «Грань времени». Тем не менее, даже если вы считаете, что знаете Бенсона и Мурхеда как своих братьев по оружию, у этой парочки всегда найдется, чем вас удивить. Их новый фильм «Что-то в грязи», премьера которого состоялась в экспериментальной секции фестиваля «Сандэнс» NEXT, где столь упоительной творческой вакханалии подобного рода самое место, это сатирический неонуар с элементами бадди-комедии, мокьюментари, научно-фантастического хоррора, конспирологического триллера и даже немножко мамблкора. И поверьте, к такому авторскому коктейлю вы точно не готовы. Продолжение рецензии.
«Шаман»
Режиссёр – Рустам Мосафир
«Первая серия»
В сериальной секции ММКФ состоялась премьера пилотного эпизода долгожданного «Шамана» от режиссёра брутального и атмосферного «Скифа» с тем же Александром Кузнецовым в роли степного (волка) копа, чей отец когда-то баловался шаманизмом, а теперь его навыки потребовались и сыну, пытающемуся раскрыть убийство.
«Шаман» по пилоту – это какой-то наш нуарный бурятский ответ «Твин Пиксу» (3 сезону), а ещё залеровскому «Костяному томагавку» (по уровню насилия, количеству мата и степному сеттингу), а заодно и «Вальгалле» Рёфна по мистической атмосфере, но это не новость для всех, кто смотрел «Скифа».
В общем, смотрится аутентично, бодро и убедительно, у Мусафира есть стиль, и он крепко держится за жанр. А когда его «Шаман» дойдёт до зрителя, тут пока никакой танец с бубнами ответов не даст. Режиссёр шутит, что по серии в год будут показывать на ММКФ. Но лучше пусть отполируют до блеска, в первой серии ещё не всё технически безупречно – сведение звука режет ухо, эффекты можно ещё чуток подчистить (хотя и на данной стадии «Шаман» выглядит солиднее большинства отечественной жанровой продукции). А Кузнецов так хорош не был, наверное, как раз со времён «Скифа». Вот что значит – разбудили монстра древним ритуалом работы с фактурным кинематографичным материалом.
Вадим Богданов, InterMedia
[ad_2]