[ad_1]
Международная выставка сценического и студийного оборудования, инсталляций, технологий и услуг для проведения мероприятий Prolight+Sound NAMM и фестиваль NAMM Musikmesse прошли в «Экспоцентре» с 16 по 18 сентября 2021 года. Важной частью события традиционно стала конференция для музыкантов и молодых специалистов MuzzLab, в рамках которой состоялись мастер-классы и дискуссии от специалистов индустрии, блогеров, шоуменов и известных музыкантов.
Большой резонанс у посетителей выставки вызвало выступление главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова (на фото) на тему «Пиар и продвижение нового музыкального проекта: 5 необходимых действий и 10 примеров частых ошибок», состоявшееся 18 сентября. По словам спикера, данная тема приобрела особую актуальность в период пандемии, когда — по результатам Комплексного исследования сферы культуры — падение финансовых показателей культурных индустрий приобрело угрожающие масштабы, а сектор зрелищного предпринимательства рухнул на 80-90%.
— Ситуация, конечно, чудовищная, — отметил докладчик. — Пандемия ударила по всем — и в первую очередь не по звёздам, всё же имеющим некоторые накопления, а по тем, кто живет от гонорара до гонорара. Конечно, денежные потери — болезненная проблема, но стоит помнить и о потерях всего общества. Ведь искусство — это важнейший вид коммуникации, доступный только людям и во многом определяющий их развитие. Пандемия резко сократила эти коммуникации — в результате замедлилось развитие общества, десятки миллионов людей ежедневно не получают радость, которую несете именно вы — профессионалы, работники отрасли. Поэтому очень важно, чтобы вы пережили пандемию и снова могли радовать людей своим искусством.
Говоря о профессионалах в культурных индустриях, Евгений Сафронов особо отметил роль государства:
— В отличие от художественной самодеятельности, в которой проявляют себя всё больше граждан, профессионалы своим делом зарабатывают на жизнь. Сейчас это настолько сложно, что многие уходят в какие-то другие направления, и это очень плохо. Некоторым позволяет удержаться на плаву государство, за что ему большое спасибо. Денег выделяется немало, примерно 600 млрд в год — и что-то из этих денег уходит создателям. Сейчас говорят, что началось восстановление зрелищных индустрий, но это не так — после полной победы над пандемией выйти на уровень 2019 года удастся лишь через полтора-два года. Так что нужна намного более серьезная поддержка государства.
Затем Евгений Сафронов по пунктам остановился на тех шагах, которые необходимо сделать артисту и его команде для запуска и развития своего проекта.
1. Определить портрет близкого и любимого человека, к которому вы обращаетесь — это ваша аудитория.
— Вся индустрия культуры построена на любви, — подчеркнул Евгений Сафронов. — Чем больше тебя любят, тем больше ты зарабатываешь. Поэтому не пожалейте времени на то, чтобы узнать свою аудиторию, чего она хочет, о чем мечтает. Это не так просто — ведь если вы спросите прямо, то вам скажут одно, а думать будут другое. Нужно разбираться, вникать, угадывать.
2. Определить стилистику проекта.
— Принципиален язык, которым вы общаетесь с аудиторией, — заметил Евгений Сафронов. — Некоторые гордятся своей «самобытностью» и тем, что они якобы придумали «собственный стиль», забывая, что даже наши ноты — это темперированный строй, определенный еще Иоганном Себастьяном Бахом. Творчество всегда строится на огромном количестве информации, созданной другими людьми и которую ты перерабатываешь до тех пор, пока не поймёшь, что именно этот язык будет доступен твоей аудитории.
Есть очень яркий и известный пример — группа «Дюна», созданная в конце 1980-х. Название группа получила от фильма Дэвида Линча с участием Стинга, музыкой которого увлекался создатель группы, сильный бас-гитарист Сергей Катин (отец Лены Катиной). Зная это, легко понять аудиторию группы и выбранную изначально стилистику — сложную изысканную музыку, близкую к арт-року. Однако очень быстро стало ясно, что ограниченная аудитория таких произведений просто не дает возможности для существования группы — и сооснователь коллектива Виктор Рыбин предложил сделать акцент на иную музыку: простую, доступную и веселую, подходящую для широких масс. “Страна Лимония”, “Море пива” и другие песни очень быстро вывели в топ группу с тем же названием и составом. Пример показателен, но все же смена стилистики в прыжке — дело крайне хлопотное и малоприятное, лучше такие вещи определять заранее.
3. Придумать название проекта.
— Вы можете препарировать свое имя и придумывать псевдонимы, — отметил Евгений Сафронов, — но в любом случае, прежде, чем использовать название, необходимо его проверить на фокус-группе — удобно ли его произносить, легко ли оно воспринимается на слух? В названии в идеале должно быть 1-2 слова, в каждом по 1-2, максимум 3 слога. Исключения есть, но они редки. Не поленитесь проверить, легко ли будет вас найти в интернете, не затеряетесь ли в похожих словах.
4. Зарегистрировать название проекта и URL.
— Название или имя — это ваш товарный знак, его нужно регистрировать в Роспатенте как можно скорее, — объяснил Евгений Сафронов. — Интересно получилось с группой На-На, которая, выяснив, что URL с их названием уже зарегистрирован, решила не тратить силы и деньги на его выкуп, а использовать адрес na-nax.com — впрочем, это соответствовало неповторимой манере Бари Алибасова. А группе «УмаТурман» для подписания контракта c Warner Music пришлось вообще изменить название на Uma2rman. Несмотря на сложности, все они смогли продолжить работу, но вообще о подобных вещах тоже лучше думать заранее.
5. Собрать команду и начать работу.
— Этот этап может быть и первым — как пойдёт!
Далее спикер рассказал, что не нужно делать артисту при продвижении.
1. Надеяться быстро и много заработать.
— Денег в индустрии всё меньше, как уже было сказано выше, — напомнил Евгений Сафронов. — Нужно привыкнуть к мысли, что даже если и удастся заработать, то всё нужно будет и дальше вкладывать в дело. Но деньги к вам могут пойти например, от богатых родственников, супругов — это очень распространено. На билетах могут зарабатывать разве что суперзвезды, особенно в Москве, где невероятная конкуренция.
2. Рассчитывать только на себя.
— Один артист или автор вообще не может ничего сделать, — указал Евгений Сафронов. — Зрелищная индустрия коллективна, очень многое зависит от тех, кто рядом с вами. Посмотрите на простую схему, — из чего состоит успех? Мы объединяем факторы в четыре группы:
- Личность исполнителя – это вы, ваши таланты, образ, харизма;
- Авторский контент – слова, музыка, изображения, которые вы создаете сами или получаете от автора (обязательно легальными способами);
- Менеджмент – профессиональная работа людей;
- Продвижение – тоже профессиональная работа, но уже других людей.
Недоработки по одному из направлений тянут вниз весь проект, как видно на схеме.
3. Недооценивать свои силы, бояться публики.
— Уверенность, граничащая с безрассудством, обязательна как для артиста, так и для менеджера. Чем чаще вы выходите на сцену и коммуницируете с публикой, тем лучше — только так отрабатывается профессионализм, даже если вас освистают. Элтон Джон часто и с теплотой вспоминает свои первые провальные концерты и то, как однажды ему даже запустили помидором в голову. Эти провалы помогли ему понять, куда двигаться дальше.
4. Переоценивать свои силы, презирать публику.
— Посмотрите на график, отражающий культуру населения мира за последние столетия — популяция выросла в 4 раза, а вот средний уровень культуры неизбежно падает. Молодёжь тяготеет к все более простому искусству. Кому-то это может не нравиться, но ощутимо изменить тренд нельзя. Однако можно и нужно это знание использовать — не вставать в позу «непризнанного гения», а работать с аудиторией, стоящей перед вами, повышать уровень её культуры. Но вы не сможете этого сделать, если будете аудиторию презирать, так что её надо, как я уже говорил выше, любить.
5. Переоценивать важность пиара.
— По схеме выше мы видим, что PR имеет серьёзное значение, но с помощью одного только этого фактора еще ни один проект не добился успеха, — рассказал Евгений Сафронов. — Успешные проекты активно пиарятся, но в них обязательно есть и другие составляющие — артист и его харизма, знание стиля, умение работать с публикой; авторы, которые создали для него произведения; люди, которые создавали для него стиль. Конечно, в свое время Юрий Айзеншпис — скорее в шутку — говорил, что он может раскрутить даже фонарный столб. Это возможно, но слишком дорого, а значит — невыгодно. Зато если у человека есть талант, харизма и имидж, его раскрутить намного выгоднее. Поэтому ни один уважающий себя продюсер не будет раскручивать «фонарные столбы» — незачем.
6. Не следить за событиями в мировой индустрии.
— Для нас очень важно следить за мировой музыкальной индустрией хотя бы потому, что объемы российской индустрии в сто раз меньше американской, и мы всегда повторяем всё, что происходит у них, но с большим опозданием, — констатировал Евгений Сафронов. — В 1999-м Александр Толмацкий восторженно рассказывал, каким будет триумф рэпа в России буквально через пару лет, и каким хорошим лидером направления станет его сын. Конечно, Децл был первым массовым исполнителем рэпа в России, но до расцвета этого движения в стране было еще очень и очень далеко: к сожалению, ни проект, ни исполнитель до этого не дожили. Вывод простой: нужно внимательно изучать, что там у них, но понимать, что происходит здесь у нас, и пытаться рассчитать, когда те или иные тренды до нас дойдут.
7. Петь на английском языке.
— Англосаксы — один из самых культурных народов мира, они составляют большинство в США, Канаде, Великобритании — экономических лидерах планеты, — перечислил Евгений Сафронов. — Соответственно, в шоу-бизнесе песни на английском задавали тренд ещё на заре грамзаписи и радио — в 1910-е годы, и классификация IFPI до сих пор отдельно учитывает международный репертуар, который записывается на английском для всего мира, локальные репертуары всех стран и ещё небольшой (несколько процентов) классический сегмент, имеющий изначально интернациональный характер. Английский продолжает довлеть, но стоит обратить внимание на то, что самая исполняемая в мире в XX веке песня написана все же по-испански — это «Besame mucho». Испанский язык — второй в мире по распространенности, и можно предположить, что испанская музыка будет звучать все чаще и чаще. Все меняется – и уже сейчас мы видим, что крупнейший стриминг Spotify базируется в Швеции, а в чартах всех стран всё больше места занимает музыка на локальных и иных языках. Это тренд 2020-х, и глупо сейчас пытаться конкурировать с американцами на их поле.
Не нужно забывать и то, что русский язык занимает 6-8 место в мире по распространенности, его понимают около 300 млн. человек. При этом в России более ста национальностей, сотни и тысячи зрительских ниш. Если следить за трендами, можно феерически подняться в топе. Хороший пример — Мияги и Эндшпиль, «кальян-рэп» которых исполняется на русском, но с ментальной привязкой к Кавказу, которая и обеспечила успех. Завтра появятся и другие тренды — ловите их для того, чтобы возглавлять чарты.
В англоязычной сфере наши иногда имеют успех, но очень редко. Например, Алла Пугачева и Борис Гребенщиков потерпели фиаско. Одна из лучших, на мой взгляд, российских англоязычных групп Jack Wood добилась многого за 10 лет, выступала и в Гамбурге и в Гластонбери – но я с печалью думаю, что это максимум для группы из России. Можно рассчитывать разве что на приличные, но небольшие клубы со средним и ненадёжным гонораром: конкуренция на англоязычном рынке запредельна.
8. Усложнять музыку.
— Выше мы поняли, что в ближайшие годы рассчитывать на повышение культуры аудитории мы не можем. Будьте проще! К примеру, вокально-инструментальная музыка легче для восприятия, чем чисто вокальная или инструментальная, песни не должны быть слишком длинными, в них не нужны сложные модуляции в тональности третьей степени родства — и так далее.
8. Игнорировать авторские и смежные права.
— Несмотря на то, что права возникают в момент создания произведения, без регистрации, всегда полезно обращать на это внимание именно в начале работы, и предпринимать простые меры для фиксации творческих результатов — подписывать договоры с членами группы, авторами, композиторами, привлеченными исполнителями. Хорошо бы сразу заключить договор и с издательством, а если пока рано — с Российским авторским обществом. Это облегчит задачу распознавания ваших произведений. — подчеркнул Евгений Сафронов. — В вопросах прав не надо рассчитывать на дружбу и семейные отношения. Казалось бы, «Братья Грим» — близнецы, куда уж ближе — но даже между ними случился конфликт из-за авторских прав.
9. Платить и брать деньги без документов.
— Важно понимать, что деньги платятся не просто так. Покупатель и продавец могут не понять друг друга впопыхах – а в результате поссориться. Нужно ли это? Фиксируйте все детально на бумаге РУЧКОЙ или в электронной почте.
10. Не знать законы.
— Творческие люди часто боятся законов. Но если вы профессионал, то знание законодательства даст вам возможность и в ссоре, и даже в драке назвать статью, на которую нарывается соперник. Вы даже представить себе не можете, как это на него повлияет.
11. Заниматься политикой.
— Политика, то есть, борьба за власть — самая ответственная и сложная сфера деятельности в мире. Даже самые опытные и талантливые люди в жесточайшей схватке нередко проигрывают, теряют позиции и даже жизнь. Куда уж здесь творческим людям, наивным и доверчивым, верящим в справедливость — их ведь сразу используют совсем не так, как им хотелось бы. Творчески поработать по заказу политиков — не грех, это очень даже полезно и выгодно. Но самим заниматься этим не нужно.
12. Игнорировать новости индустрии.
— Игнорировать новости — это же глупо. — подытожил Евгений Сафронов. Обязательно следите за всеми достижениями соперников и друзей, современными трендами и обзорами — на крупнейшем в зрелищных индустриях Восточной Европы новостном портале intermedia.ru, конечно.
Свое мнение о продвижении артистов в современной музыкальной индустрии высказал также продюсер Леонид Величковский:
— Конечно, я не так оптимистичен, как Евгений. Идет тотальное внедрение производства музыки в массы, песни сейчас не пишет только ленивый. У каждого дома стоит мини-студия, для создания треков уже не нужно знать нотную грамоту. Это приводит к тому, что в русскоязычном сегменте появляется тысяча песен в день, а в мировом — 55 тысяч. Стать звездой в наше время нельзя даже при помощи пиара и продвижения, вероятность этого равна миллионному выигрышу в казино. Я знаю людей, которые в пиар и продвижение вкладывали миллионы — и все это уходило в песок.
Леонид Величковский
Предприниматель, продюсер, музыкальный издатель, спикер факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» бизнес-школы RMA Валерий Мифодовский 16 сентября рассказал об эффективных стратегиях позиционирования артистов. По словам спикера, аудитория уже давно научилась игнорировать рекламу, поскольку ежедневно сталкивается со слишком большим объемом информации. Единственный способ прорваться через эту защиту — снабдить рекламное сообщение какой-либо эмоцией.
– Любой пионер с хакнутым софтом считает себя музыкантом, иногда даже артистом. Раньше, чтобы делать гитарный звук как у группы Scorpions, надо было иметь стойку приборов на несколько инструментов, руки и мозги. Цена входа в индустрию была высокой, кто-то даже продавал квартиру в Москве, чтобы купить аппаратуру. Сейчас же музыка обходится не дороже, чем любое хобби, – рассказал эксперт.
Он также заметил, что свободных ниш в музыке попросту не существует, и музыкантам необходимо конкурировать друг с другом, в том числе и за счет позиционирования. По мнению эксперта, многие ошибочно считают, что позиционирование – это лишь внешний вид и имидж артиста, тогда как на самом деле это то мнение об артисте и его уникальности, которое складывается в головах людей. Поэтому самое короткое определение позиционирования, которое привел эксперт, — «доказанное выгодное отличие».
Учредитель компании «Event-юристы» Татьяна Петровская рассказала о том, как можно использовать авторские и смежные права в музыке, на мастер-классе 17 сентября. Свою речь она начала с напоминания о том, что по нормам ГК РФ музыкальные произведения охраняются, если обладают двумя признаками – являются результатами творческой деятельности и выражены в объективной форме.
– Творчество – это интеллектуальная деятельность человека в области литературы и искусства, направленная на создание результата интеллектуальной деятельности. Творческая деятельность подразумевается исключительно как интеллектуальная.
Важным признаком объекта авторского права также является его оригинальность, при этом действует презумпция оригинальности. Оригинальным произведение считается с момента создания его автором и до тех пор, пока не доказано, что произведение не является оригинальным.
Правовой охране подлежат все элементы и части музыкального произведения – мелодия, гармония и ритм, название. Аранжировки и обработки также подлежат правовой охране как производные произведения.
Чужие авторские и смежные права нужно уважать и не нарушать, а свои – уметь отстаивать и защищать, — заключила Татьяна Петровская.
Диджитал-продюсер, блогер, основатель музыкального издательства DNK Music и селебрити-агентства Didenok Team Кирилл Диденок рассказал о проведении рекламных кампаний с участием блогеров и звезд. В начале выступления он напомнил присутствующим, что при работе с блогерами и звездами всегда необходимо составлять портрет аудитории, а также анализировать, где эта аудитория потребляет контент и читает новости про музыку. На следующем этапе необходимо продумать разные форматы контактов с аудиторией в зависимости от площадок медиапотребления. По мнению эксперта, предпочтительно, чтобы путь музыканта к известности был продуманным и, как это ни странно, долгим.
– Мы часто видим артистов-однодневок, которые принимают неправильные решения во имя того, чтобы однажды оказаться в чартах. Потом они действительно заходят в эти чарты, но только на три недели, и больше не возвращаются. Попасть в чарты – это важный пунктик для любого артиста, но куда важнее иметь собственную аудиторию, – пояснил эксперт.
В качестве удачного примера позиционирования директор по развитию DNK Music Тимур Тахаутдинов привел историю Клавы Коки. Так, по его словам, ведение блога в какой-то момент стало для артистки спасением, потому что помогло привлечь нужную аудиторию. Сейчас у артистки более 7 млн подписчиков в Instagram.
Тимур Тахаутдинов рассказал о монетизации в музыке после пандемии. По словам эксперта, музыкальный рынок сейчас находится в постоянной трансформации. Цифровая дистрибуция — второй по величине источник доходов музыканта после концертов, и перед каждым лейблом стоит задача максимальной монетизации имеющихся видов и объемов прав.
В числе других спикеров MuzzLab — экс-директор по маркетингу «Warner Music Россия» Александр Каспаров; саунд-продюсер, звукоинженер «Vi-Sound» Studio Денис Колесников; директор юридического агентства «Музконтракт» Александр Кондратенко; talent-менеджер и основатель агентства Rise Up Михаил Мазунов; менеджер Алёны Швец Татьяна Сода; генеральный директор агентства Pilot-Promo и ресурса Russhow.biz Константин Чертов и многие другие.
NAMM Musikmesse 2021 в очередной раз показал, что музыкальной индустрией активно интересуются и профессионалы, и широкая публика. Следующая выставка состоится в сентябре 2022 года: она в полной мере покажет, как пандемия повлияла на российский и мировой музыкальный бизнес, и, возможно, обозначит новый виток развития индустрии.
[ad_2]