[ad_1]
43-й Московский международный кинофестиваль прошёл с 22 по 29 апреля 2021 года. Год назад фестиваль стал одним из первых, кто решился на физические показы, несмотря на то, что вторая вируса стремительно приближалась. Поэтому неудивительно, что нынешний смотр так же отказался уходить в онлайн, тем более что общее общественное напряжение по поводу ковида заметно спало.
Возвращение на апрель способствовало отборщикам привезти немалый улов с февральского Берлинале, который пока что ограничился виртуальными показами. Московским зрителям показали призёров и практически все главный тайтлы, заодно порадовали остатками прошлогоднего Венецианского и несостоявшегося Каннского кинофестиваля. В общей сложности за девять фестивальных дней было показано около 200 картин, так что каждый мог найти что-то по душе.
Редакция InterMedia составила подборку из 20 фильмов ММКФ-2021. Вам осталось лишь приметить то, что бы вам хотелось посмотреть больше всего.
«Неудачный трах, или Безумное порно»
Режиссёр – Раду Жуде
Программа «Фильмы, которых здесь не было»
Румыну Раду Жуде филигранно удаётся жонглировать жанрами и формами, создавая друг за другом соцреалистические комедии, чёрно-белые вестерны, современные военные реконструкции и исторические киноспектакли. Из-за этого предугадать следующий шаг режиссёра практически невозможно, что и доказал прошедший Берлинский кинофестиваль, наградивший «Золотым Медведем» новую, стирающую грань между сатирой, провокацией и экспериментом, работу Жуде под красочным названием «Неудачный трах, или Безумное порно». Продолжение рецензии.
«Засранка»
Режиссёр – Андрей Хуцуляк
Основной конкурс
Победителем 43-го Московского международного кинофестиваля стала румынская сатира «Засранка», которая экранизирует курьёзный случай из реальной жизни. В 2005 году в сеульском метро собачка наложила кучу, хозяйка отказалась за ней убирать, в итоге её засняли на видео и принялись линчевать в интернете. События дебютной картины Андрея Хуцуляка переносятся в наше время и в румынское общество, в котором вся абсурдность ситуации смотрится ещё более остро и органично. Продолжение рецензии.
«Дети солнца»
Режиссёр – Маджид Маджиди
Программа «Молодые и красивые»
Как гласит открывающийся титр, иранская лента «Солнечные дети», отметившаяся в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, посвящена «120 миллионам детей, которых повсеместно эксплуатируют в качестве рабочей силы». И тут сразу напрашивается очевидное: неужели очередной «Капернаум»? Но потом смотришь на страну производства и понимаешь, что те методы, которые можно было простить мало представленному в мире ливанскому кинематографу (ведь тогда целью Надин Лабаки было вынести тему детского труда и беспризорности на всеобщее обозрение, и такая цель оправдывала средства), то для иранского кино это было бы слишком просто и уж очень в лоб. Иран за последние несколько десятилетий заслуженно стал одним из самых интересных и кинематографически одарённых регионов планеты, постоянно гостящим по всем престижным фестивалям (вспомните, кто победил в Берлине в прошлом году), так что, слава богу, и в этот раз первое впечатление оказывается обманчивым.
В центре истории – 12-летний Али. Его отец умер (как именно, не уточняется, но подозревается, что в военном конфликте), а мама находится в больнице для душевнобольных – видимо, не смогла смириться со смертью мужа и попыталась совершить суицид. К счастью для Али, неудачный. Мальчик вырос на улице и привык жить по её законам. Кое-как он зарабатывает для себя и на лечение мамы, но в основном отрабатывает на районе сомнительные поручения бандитов и наркоторговцев. После очередного успешного задания местный верховный барыга делится с Али волнительной информацией, мол, он знает местонахождение настоящего сокровища и поручает его добычу Али и ещё трём его друзьям. Этот клад обогатит каждого из них на всю жизнь, обещает бандюган. Вот только одна загвоздка: к сокровищу этому лежит только один путь – через подвал местной школы для беспризорников. Теперь Али и трём его подельникам предстоит впервые в жизни стать настоящими учениками, узнавая на уроках про три состояния вещества, а на переменах прорывая туннель к заветному сокровищу.
Вся эта авантюра намеренно звучит какой-то сказочной и является лишь неплохим сюжетным предлогом для Маджида Маджиди рассказать о социально важных проблемах своей страны. И на этот раз речь в последнюю очередь заходит о государственной цензуре, скорее о нежелании того же государства способствовать доступности образования, особенно для тех, у кого нет возможности поступить в обычную школу. Одним из подсюжетов картины является борьба «Школы Солнца» (так она называется) с арендодателями, которым ничего не стоит просто взять и выкинуть сотни детей обратно на улицы, откуда директор данного учреждения так старательно все эти годы старался их убрать. В итоге в фильме даже есть замечательная сцена в духе «Общества мёртвых поэтов», где беспризорники под командованием своих учителей буквально штурмуют ворота школы, чтобы отвоевать её у злых государственных наместников. В общем, на деле получился эдакий обезжиренный гуманитарный Содерберг, что звучит вполне любопытно в контексте знакомой социально-политической риторики иранского кино.
«Прощай, СССР»
Режиссёр – Лаури Рандла
Программа «Русский след»
Среди маловразумительных образчиков фестивального самовыражения, всегда найдется жемчужина, во время просмотра которой зрители будут непроизвольно смеяться в голос, а на финальных титрах — рефлекторно аплодировать. К этой категории на 43-м ММКФ, безусловно, относится финско-эстонская лента «Прощай, СССР», и впрямь очень детально прослеживающая этапы развала великой империи. По эмоциональной наполненности фильм относится к противоположному полюсу относительно снятого примерно на ту же тему «Груза 200» Алексея Балабанова, хотя речь в обеих картинах идет примерно об одном и том же. Продолжение рецензии.
«Кровопийцы»
Режиссёр – Юлиан Радльмайер
Основной конкурс
В этом году Московский международный кинофестиваль ухватил в свой основной конкурс неожиданно щедрый дар Берлинале. Такого бы не случилось, если бы не пандемия, из-за которой все фильмы Берлинской программы были показаны только прессе и индустрии, в то время как их мировые премьеры отсрочились до лучших времён. Для немецкой философской комедии с элементами фильмов ужасов «Кровопийцы» такое лучше время пришло уже в апреле – картина боролась за «Золотого Георгия» и покинула фестиваль со специальным призом жюри. Продолжение рецензии.
«Яркая вспышка»
Режиссёр – Айноа Родригес
Программа «Эйфория изоляции»
Юго-восток Испании, небольшая община живёт ничем не примечательной жизнью провинциального городка. Персонажи – в основном дамы бальзаковского возраста, повествование без внятного сюжета и ритма, акцент на статике городка и его жителей, полудокументальная манера съёмки. Иногда во всё это вкрапливаются нотки абсурда, что сразу же указывает на главные источники вдохновения для режиссёра-испанки: застолье ближе к финалу явно отсылает к Бунюэлю, а всё происходящее по своей медитативности и заигрыванию с табуированными темами – это семена кинематографа Альберта Серры.
«Ася»
Режиссёр – Рути Прибар
Программа «Женское кино Израиля»
Израильская лента с очень благозвучным для русского зрителя названием «Ася» из разряда фильмов, которые могут сломать тебя об колено. Морально уничтожить, вывернуть наизнанку, камнем придавить в кресле зрительского зала и оставить тебя наедине со слезами и непростыми, гнетущими мыслями. После просмотра так и хочется риторически воскликнуть: зачем, зачем люди снимают такое, а потом отпускает – смерть же такая же неотъемлемая часть жизни, которую кинематограф просто не может игнорировать. Продолжение рецензии.
«76 дней»
Режиссёры – Чэнь Вэйси, Хао У
Программа «Свободная мысль»
«76 дней» — это официально первый документальный фильм про COVID-19, показанный на фестивалях. Полнометражный, осознанный и не являющейся выпуском какой-нибудь научно-популярной передачи. Кино Хао У перемещает зрителя прямо в сердце очага коронавируса – город Ухань, который был закрыт на карантин 23 января 2020 года. Карантин продлился 76 дней, во время которых данный фильм и был снят. Мы наблюдаем за хроникой апокалипсиса: люди по уши экипированные в защитные костюмы носятся по коридорам больниц, больные старики умирают, не понимая причин, граждане напуганы.
Этот док можно принять как своеобразную точку отсчёта художественного осмысления эпидемии 2020 года. Дальше будет ещё миллион картин на эту тематику, хотите вы этого или нет. И в данном случае «76 дней» идёт по пути первых доков про войну в Сирии, которых резко стало очень много, и они заполонили все фестивали, начали получать награды, в том числе «Оскары».
«Синий цветок»
Режиссёр – Зринко Огреста
Основной конкурс
Главная хорошая новость — эха югославского военного конфликта в «Синим цветке» нет. Приятно осознавать, что в экономическом плане сербам и хорватам живется поспокойнее, поскольку о деталях их в фильме нам сообщат настолько подробно, что в какой-то момент мы непременно поймаем себя на мысли: ну и зачем нам все это знать, если мы живем примерно так же? Продолжение рецензии.
«Кометы»
Режиссёр – Паскаль Таньяти
Программа «8 ½ фильмов»
«Кометы» – праздник жизни во всей её красе и разнообразии. Мы переносимся на Корсику, чтобы безмолвно понаблюдать за галереей местных жителей, рутинно проводящих своё лето. Вот дети резвятся на улице, вот подростки околачиваются на руинах, взрослые загадывают на будущее, старики вспоминают прошлое. Неподвижная, закреплённая на штативе камера выхватывает самые обычные эпизоды, из которых и состоит жизнь. Отец с сыном мастерят ловушку на какого-то зверя, девушка самоудовлетворяет себя на камеру около живописного водопада, взрослые мужики горячо спорят о футболе, пока их дети играют в стороне, а на вечерней дискотеке собираются все возрасты и в едином порыве отжигают под нетленное Pump Up The Jam. Сцена за сцену, слово за слово, и перед нами выстраивается выдающаяся картина бытия – практически бессюжетно, в режиме slice of life и на примере одного корсиканского лета.
«Девятаев»
Режиссёры – Тимур Бекмамбетов и Сергей Трофимов
Фильм открытия
В биографии Героя Советского Союза Михаила Девятаева, прожившего долгую и плодотворную жизнь, больше вопросов, чем ответов. Был ли он разведчиком или это досужие домыслы? Как ему удалось угнать с кондачка истребитель, обучение полетам на котором должно занимать не меньше полугода? Действительно ли Девятаев сидел в советских лагерях после войны?
Тимур Бекмамбетов не пытается ответить на эти вопросы, сосредотачиваясь на чисто событийной канве подвига. В результате из двухчасового фильма мы ничего не узнаем о детстве и обучении Девятаева летному делу, зато в самом начале наше внимание приковывает невероятно драйвовый и интригующий эпизод, разворачивающийся в Казани 50-х. Позже выяснится, что эти события — вымышленные. Продолжение рецензии.
«Яблоки»
Режиссёр – Христос Нику
Программа «Эйфория изоляции»
«Яблоки», показанные в программе «Эйфория изоляции», это режиссёрский дебют грека Христоса Нику, который набирался опыта в качестве второго режиссёра на ранних фильмах у Йоргоса Лантимоса, в частности на «Клыке». Однако вам даже не понадобиться искать для проверки эту информацию где-либо, потому что уже даже по первым кадрам становится ясно, творчеством какого земляка Нику вдохновлялся. В «Яблоках» можно найти много черт, присущих фильмам Лантимоса, включая эмоциональную отрешённость героев и (уже практически фирменную) греческую абсурдность происходящего.
Сюжет здесь, кстати, актуален для 2020 года – повальная пандемия. Но не коронавируса, а амнезии. Люди теряют память ни с того ни с сего и совершенно внезапно – по пути домой, на парковке или во время танцевального рейва в клубе. Главный герой, вот например, потерял память в вечернем автобусе, теперь он не знает, кто он и откуда. Медики пытаются сделать всё возможное, но никаких отклонений в работе мозга у пациентов не находят. Мистика. Или нет? У Христоса Нику нет никой фантастики в расшифровке сюжета, а его абсурдность прямо как у Кауфмана – данность бытия, не достойная особого внимания. Вскоре становится очевидно, о чём именно режиссёр говорит через метафору амнезии – об одиночестве.
Главный референс у «Яблок» — «Лобстер», лучший по сей день фильм всё того же Лантимоса. Начиная с визуальных ассоциаций (формат кадра, эстетическая операторская работа, продолжительные статичные планы) и заканчивая неожиданной любовной линией, в которой двое несчастных одиночек нашли друг друга. Меланхоличный тон перемешивается с неуклюжими сценами танцев в клубе под дуболомный хаус, а молчаливые скитания по квартире разбавляются милыми беседами о «Техасской резне бензопилой».
«Дуров»
Режиссёр – Родион Чепель
Конкурс документальных фильмов
В 2013 году мир увидел новый мессенджер Telegram. В 2006 году – российскую социальную сеть «ВКонтакте». Все их основал Павел Дуров. Еще несколькими годами ранее он же создал форум своего университета – СПбГУ, а также сайт для обмена рефератами. Кто же такой Павел Дуров – визионер, интернет-мессия или же гениальный обманщик и хороший пиарщик? На этот вопрос попытался дать ответ режиссер Родион Чепель в своей документальной ленте. Продолжение рецензии.
«Вкус»
Режиссёр – Ле Бао
Программа «8 ½ фильмов»
Один из самых необычных кино-опытов ММКФ запрятал в Программе «8 ½ фильмов» – там показали вьетнамский дебют «Вкус», который обязательно станет находкой для всех почитателей творчества Педру Кошты и Цая Миняна. В этом фильме понятного мало – лишь то, что главный герой когда-то был футболистом, но сейчас у него на ноге гипс, следовательно, играть он не может. Живёт он в каком-то странном, пустом, напоминающем бетонный лабиринт месте с четырьмя вьетнамскими женщинами и свиньёй. Всё, что они (люди) делают, это готовят, едят, спят, убираются и занимаются сексом. Базовые человеческие дела, приравнивающие их к животным.
Что вообще происходит в фильме, описывать глупо да и совершенно незачем. Здесь всё работает на образах, композициях и подсознательных импульсах, которые режиссёр умело для дебютанта превращает в свой собственный киноязык. «Вкус», в итоге награждённый специальным призом жюри, — кино сенсорное, медитативное и завораживающее. Своей гипнотической притчей, которая лишь поначалу кажется абстракцией, Ле Бао охватывает целый спектр всевозможных тем – тут вам отношения человека и животных, изоляция, глобализация и эмиграция. С наскока всё это считать вряд ли получится, но кино определённо стоит того, чтобы в него погрузиться с головой, попробовать принять его правила игры и ощутить то, как чувственное восприятие увиденного приносит куда больше эстетического наслаждения, чем прагматические попытки осмыслить их и рационально объяснить самому себе.
«Последняя «Милая Болгария»»
Режиссёр – Алексей Федорченко
Основной конкурс
Отдать «Золотого Георгия» новому фильму Алексея Федорченко было бы единственно верным решением, однако приз за лучшую режиссуру в качестве утешения тоже сойдёт. «Последняя «Милая Болгария»» переносит зрителя в Алма-Ату 1943 года, куда прибывает селекционер-ботаник Леонид, чтобы вывести особый сорт яблок, которым занимался его отец. Этот сорт называется «Милой Болгарией», и всё, что он него осталось, одно-единственное яблоко с 7-8 зёрнышками.
Леонид заселяется в небольшую комнатушку и узнаёт, что раньше здесь жил известный писатель Курочкин, который однажды внезапно пропал, и никто о нём больше ничего не слышал. Тогда попутно наш герой решает заняться собственным расследованием, чтобы узнать, как и куда пропал писатель, которого он сам очень сильно любит и уважает. Курочкин – это псевдоним Михаила Зощенко, фильм – экранизация его книги «Перед восходом солнца». Процесс расследования главного героя – это чистая эклектика, в которой перемешиваются трагичное детство и юность Леонида, биографические эпизоды из жизни Зощенко-Курочкина, а также намеренно экспрессивное повествование Федорченко.
Режиссёр успешно достигает диссонансного зрительского восприятия у всех, кто читал повесть Зощенко. У автора настроение было максимально пессимистичным – хандра, смерть, страх лишь одни из мотивов произведения. Федорченко же за счёт введения героя Леонида буквально раскрашивает историю о неврозах и трагедиях Зощенко в палитру фильмов Уэса Андерсона, используя при этом огромное количество нестандартных визуальных приёмов. Сплит-скрины, симметричные композиции кадров, нетривиальные монтажные и операторские решения, а также метафоричная визуализация идей Зигмунда Фрейда, которым Зощенко был одержим при написании повести, у Федорченко складываются в один прекрасный калейдоскопический пазл.
«Человек божий»
Режиссёр – Елена Попович
Основной конкурс
«Человек божий» – это греческий фильм, в котором все почему-то говорят по-английски. Это начисто разрушает всю атмосферу и аутентичность, особенно в те моменты, когда отчетливо слышен восточноевропейский акцент актеров. Почему герои не могли говорить на своем родном языке? Ответа на этот вопрос фильм не дает. Продолжение рецензии.
«Самый красивый мальчик в мире»
Режиссёры – Кристина Линдстрём, Кристиан Петри
Программа «Фильмы, которых здесь не было»
Одна из самых красивых документалок ММКФ повествует про Бьорна Андресена – того самого юношу, сыгравшего Тадзио в классике Висконти «Смерть в Венеции». На премьере фильма в Лондоне итальянский режиссёр назвал Бьорна «самым красивым мальчиком в мире», что лишь добавило градуса к всеобщей истерии, связанной с этим юношей после выхода фильма. В начале 70-х все были без ума от Андресена, однако после «Смерти в Венеции» он испарился с радаров практически сразу. Документальный фильм расписывает в деталях, какую необычную жизнь прожил Бьорн (повествование в ленте ведётся от его лица), начиная с эпизодов жутковатой опеки со стороны Висконти, напоминающего чуть ли не Майкла Джексона из «Покидая Неверленд», продолжая его самурайским поиском себя в Японии и заканчивая съёмкой в «Солнцестоянии» Ари Астера. Да-да, ещё одно подтверждение гениальности Астера – решение пригласить на роль верховного лидера общины чуть ли не самого культового и мистического актёра в истории Швеции.
«Паркер»
Режиссёр – Александр Миндадзе
Программа «8 ½ фильмов»
Заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Миндадзе отметился авторством сценариев почти к трём десяткам картин, однако за свою тринадцатилетнюю режиссёрскую карьеру сам поставил всего-навсего четыре фильма. Три предыдущие работы Миндадзе попали на главные мировые смотры – дебютный «Отрыв» был показан в Венеции, а «В субботу» и «Милых Ханс, дорогой Пётр» попали в программу Берлинского кинофестиваля. Ожидалось, что и его новый проект пойдёт схожим путём, но «Паркет», завершённый ещё в 2019 году, как-то неожиданно пропал со всех радаров на долгое время, пропуская один международный фестиваль за другим. В какой-то момент даже закралось подозрение, что ленту положили на полку и до зрителя она уже не дойдёт. Продолжение рецензии.
«Воображаемая прямая»
Режиссёр – Фарнуш Самади
Программа «Кинорежиссёрки»
Тяжелое иранское кино, которое сравнимо с ударом обуха в солнечное сплетение. «Воображаемая прямая» рассказывает о школьной учительнице из Тегерана, которая вместе со своим мужем и 5-летней дочкой планирует отправить на свадьбу к родственника на север Ирана. Но внезапно мужа загружают на работе, заставляя его участвовать в какой-то там конференции. Он, как строгий иранский мужчина, категорично запрещает жене ехать за рулём машины без него, ибо этим женщинам вообще ничего нельзя доверять. Однако героиня, недолго думая, решает по-тихому сгонять на одну ночь и порадовать дочку. Они приезжают, отлично проводят время на празднике, отправляются спать, и тут-то происходит страшное. Поскольку вы сами вряд ли посмотрите этот фильм, но после следующего предложение, возможно, поставите его на заметку, я продолжу. Девочка умирает во сне от утечки газа, которую мама, сама надышавшаяся, замечает, резко проснувшись.
Дальше – невыносимая скорбь, отчаяние, слёзы и смирение. Как на всю эту ситуацию отреагирует деспотичный отец? Как матери жить дальше? Всё это в мрачном, прямолинейном, трудном для восприятия фильме дебютанта Фарнуша Самади, который «Воображаемой прямой» собирается открыть свою будущую трилогию о секретах и лжи. Будет любопытно посмотреть, о чём будет его следующая картина.
«Он»
Режиссёр – Гуро Буусгорд
Основной конкурс
Норвежский триптих, рассказывающих о трёх переживающих унижение мужчин в один и тот же день. Первый – известный режиссёр Петтер, который хочется поставить фильм про Амундсена, но продюсер отказывает и говорит, что надо соблюдать квоты – больше женских историй и женщин в производстве. Второй – безработный, озлобленный, отчаявшийся парень лет 25 по имени Эйрик, которому не везёт ни с трудоустройством, ни со случайными знакомствами. Третий – школьник-аутсайдер Херольд, который постоянно конфликтует с учительницей и не может найти места даже среди родных людей.
Женщина-режиссёр Гуро Буусгорд оригинально рассказывает о феминизме в современном мире от обратного – через его «жертв», трёх людей мужского пола, каждый из которых обжигается об свою зачастую токсичную маскулинность. Петтер любит спорить до последнего, словно на кону его жизнь, даже когда откровенно не прав. Эйрик с юношеским максимализмом винит во всём прогнившую систему, словно он персонаж фильма Кена Лоуча. Херольд бунтует в школе и дома из-за отсутствия отцовской фигуры – причину развода родителей нам не оглашают, но по сценам с матерью становится ясно, что это из-за её характера отец не выдержал и завёл другую семью. Получается, во всём виноваты женщины, а название – всего-навсего остроумная обманка. Смело, достаточно тонко завуалировано, но слегка кино страдает от смещённых акцентов: героям выделяется разное экранное времени, и не все смоделированные режиссером ситуации оказываются достаточно остроумными и нагруженные смыслом. В целом же, кино с таким заурядным названием получилось на удивление нетривиальным.
Вадим Богданов, InterMedia
[ad_2]