[ad_1]
Оценка: 6 из 10
Фильм «Восставший из ада» вышел на видеосервисеHulu 7 октября 2022 года. Режиссер: Дэвид Брукнер. В ролях: Одесса Адлон, Джеми Клейтон, Дрю Старки и другие.
Каждую серию фильмов ужасов рано или поздно ждет деградация. Мы видели девять частей «Пилы», двенадцать частей «Пятницы 13-е», восемь фильмов и один сериал про Чаки, три американских «Звонка», а также немыслимое количество «Ужасов Амитивилля». Жанры хорроров разные, но проблемы у всех их сиквелов, кажется, одинаковы.
В 1987 году американский писатель Клайв Баркер дебютировал в полнометражном кино с экранизацией собственного рассказа. Так появился «Восставший из ада». Оригинальный текст относительно небольшого объема лег в основу франшизы, по которой теперь уже снято одиннадцать фильмов. И все они, снятые профессиональными режиссерами и написанные опытными сценаристами, каким-то невероятным образом уступают фильму, созданному дебютантом-писателем!
Сюжет всей серии крутился вокруг шкатулки-головоломки (хотя в первой части она выглядела, скорее, как куб), изобретенной Филиппом Лемаршаном. На ней начерчены неизвестные символы, и, если повернуть грани определенным образом, то открываются двери в ад. Через этот проход к тому, кто его открыл, приходят сенобиты – «ангелы для одних, демоны для других». Они могут подарить незабываемые наслаждения, открыть новые грани чувственного удовольствия, но в то же время забирают душу к себе в ад, где подвергают ее боли и страданиям при помощи весьма изощренных пыток.
Первый фильм (не устаревший до сих пор и крайне рекомендуемый к просмотру) очень мало рассказывал про шкатулку, ад и сенобитов. Наоборот, главными злодеями там были люди, возжелавшие запретных наслаждений. Монстры появлялись лишь в последней трети фильма, а настоящие ужас вызывало не сверхъестественное, а те вещи, что остались за кадром. Но, как говорится, чем дальше в лес, тем толще партизаны, банальнее пугающие приемы и топорнее сюжетные повороты. Все последующие фильмы в этой серии (и во многих других) страдали из-за того, что старались объяснять больше, чем пугать. Мироустройство ада, борьба сенобитов друг другом и с верховным правителем Левиафаном, а также различные формы, в которые может складываться шкатулка Лемаршана и последствия, которые эти формы вызывают… После второй-третей части «Восставший из ада» превратился, скорее, в «Санта-Барбару из ада», которую порой мотало то на космический корабль в далекое будущее, то во Францию 18 века, то в почти киберпанк с видеоиграми про сенобитов. Впрочем, до поры до времени смотреть на это было даже интересно – фильмы не боялись смешивать насилие, желание и секс в таких дозировках, что, скорее, походили на экстремальную БДСМ-вечеринку, чем на явление кинематографа. Этим они отличались от остальных затянувшихся франшиз и потому запоминались, даже несмотря на свою откровенную посредственность.
Не спас ситуацию в свое время даже Скотт Дерриксон. Это сейчас мы знаем его как постановщика двух самых страшных фильмов десятилетия – «Синистера» и «Черного телефона». В начале же своей карьеры он снял пятую часть «Восставшего из ада», которая была лишь немногим более вразумительной, чем все последовавшие за ней сиквелы.
Теперь же Дэвид Брукнер снял для Hulu новую версию. Видеосервис ранее уже довольно удачно перезапустил франшизу «Хищник», выпустив «Добычу». Но с ремейком «Восставшего из ада» такого же чуда не случилось.
В новом фильме девушка Райли пытается избавиться от алкогольной и наркотической зависимостей и живет за счет брата. Поддавшись на уговоры парня, она решает ограбить склад, ожидая найти там что-то ценное. Вместо ценности она находит там непонятную головоломку в форме куба. Еще не зная ее принципов работы, она начинает крутить фрагменты и по случайному стечению обстоятельств не только вызывает сенобитов, но и приносит им жертву – собственного брата. Теперь, чтобы спасти его, Райли должна отдать шкатулке жизни еще нескольких человек.
Нельзя сказать, что новый фильм от Hulu плох. Он значительно лучше, чем абсолютно все сиквелы «Восставшего из ада», снятые за прошлые годы. Но ему не хватает ни глубины, ни жестокости, ни мерзости, ни отбитости, что были в оригинале. По большому счету, в ремейке нет даже таких же ярких персонажей, что в первой части. Райли уступает Керсти, а миллиардер Роланд Войт – Фрэнку. Остальные персонажи, включая брата главной героини, безлики и не вызывают симпатии, а потому при просмотре совершенно не переживаешь, убьют их сенобиты или нет.
Большую часть фильма героиня с друзьями исследует шкатулку Лемаршана и разбирается в обстоятельствах, при которых исчезали ее прошлые владельцы. Это не «Восставший из ада». Это то ли смесь Индианы Джонса и Лары Крофт в урбанистическом пейзаже и с расчлененкой, то ли «Байки из склепа», которым дали бюджет, но из которых убрали весь юмор.
После всей орды чудовищных фэнтезийных сиквелов, историю нового фильма попытались предельно заземлить, уделить большее внимание зависимостям главной героини, сделав шкатулку своего рода новым наркотиком. Зависимость от телесных удовольствий – тема, которая в принципе для «Восставшего из ада» всегда была характерна, но только в новой части шкатулка как метафора наркотика выставляется так прямо. В то же время в фильме убили все то, что могло бы испугать, вызывать отвращение или стыд, хоть как-то впечатлить. При просмотре возникает ощущение, что формы, в которые может оборачиваться шкатулка при смещении граней, авторов волновали больше всего.
Одесса Адлон никак не тянет на роль главной героини хоррора. Довольно агрессивная и боевая манера игры вкупе с крупными чертами лица не дают поверить, что она может быть той самой «последней выжившей» в фильме ужасов. Из нее вышла бы прекрасная героиня боевика. Адлон запросто могла бы сыграть молодую Эллен Рипли, если бы кто-нибудь решил делать ремейк оригинального «Чужого», и жечь из огнемета ксеноморфа, а вот плакать и испуганно истерить у нее выходит плохо.
Транс-женщина Джеми Клейтон сыграла нового Пинхеда. Она, пожалуй, единственная из всего каста, кто хоть немного старалась, хотя и ее образ вышел довольно спорным. Глава сенобитов (бесполое существо, согласно оригиналу) в ее исполнении получился зловещим и с долей хитрости, но вот характер почему-то колеблется между холодной отстраненностью в духе доктора Ганнибала Лектера и проявлением явных симпатий по отношению к Райли в ее противостоянии с Войтом. В результате Пинхед выглядит недостаточно цельным, чтобы претендовать на роль Темного Принца боли – он ощущается, скорее, мелким приспешником. Остальных сенобитов крупным планов показывают от силы несколько секунд, поэтому оценить их дизайн и проработку просто невозможно.
В итоге из «Восставшего из ада» получился достаточно проходной ужастик, у которого хватает плюсов, но они к сожалению, не перевешивают минусы. Для умного хоррора в нем нет глубины, для кровавого слэшера – крови и жестокости. Музыка Бена Ловетта вызывает приятные ностальгические воспоминания по Кристоферу Янгу, работавшему над первой частью. Хотя местами фильм и получился любопытным, но триумфального возвращения франшизы, как это было с «Добычей», здесь не вышло, а вместо экстремальной БДСМ-вечеринки авторы смогли предложить лишь довольно типовую историю про поиск сокровищ.
Павел Соломатин, InterMedia
[ad_2]