[ad_1]
Илья Сакмаров (на фото) рассказал об исследовании на тему, кто создает новую музыку в Петербурге.
«Если у жителя Санкт-Петербурга спросить, как он себе представляет типичного автора музыки, то скорее всего мы получим два абсолютно противоположных портрета. Кто-то опишет седого композитора, мечтающего об исполнении своих симфоний большим оркестром под руководством известного дирижера. Другие расскажут о вызывающе одетых подростках, которые спешат со своими гитарами на репетиционные точки, чтобы затем на выходных развлекать посетителей клубов и баров.
Здравомыслящий человек понимает, что истина всегда должна быть где-то посередине, но только недавно благодаря исследовательскому проекту фонда “Новая культура” при финансовой поддержке “Фонда президентских грантов” удалось нарисовать объективный портрет музыкантов-авторов культурной столицы и сформулировать их реальные проблемы.
Для начала исследователям удалось установить примерное количество активных артистов, их оказалось около 3 500. Именно столько музыкальных проектов всех жанров и направлений, проживающих в Санкт-Петербурге, записывали альбомы и синглы с 2019 по 2021 годы, публиковали их на своих страницах “ВКонтакте” или издавали на музыкальных сервисах вроде Яндекс.Музыка.
Более трёхсот авторов и руководителей этих коллективов принимали участие в социологических опросах осенью 2020-го года, а затем — летом 2022-го года. Выяснилось, например, что каждым пятым создателем своего авторского проекта является женщина, и только 53% опрошенных родились и продолжают проживать в Санкт-Петербурге. Приятно знать, что кроме огней московского шоу-бизнеса в стране есть еще один центр притяжения для новых авторов. Культурная столица оказалась способна удовлетворить амбиции музыкантов со всей страны; подавляющее большинство опрошенных (87%), сказали, что наш город является подходящим местом для развития их проектов, хотя некоторые и чувствуют здесь определенные ограничения для своего личного творческого роста (35%).
Конечно, было грустно узнать, что только для 7% опрошенных артистов доход от их проекта является основным, еще для 13% — дополнительным, а почти половина авторов не получают вообще никакого материального вознаграждения от творчества. Становится очевидно, что музыканты Петербурга творят “ради искусства”, но остаются ли они при этом “голодными художниками”? Такую грустную картину рисовать не стоит, ведь средний возраст наших авторов давно перевалил за 30 лет, больше 70% из них имеют диплом о высшем образовании, и этот процент с годами только увеличивается. Две трети опрошенных состоят в браке или длительных отношениях, так что ответственность и возможность прокормить семью — вот что отличает нынешних авторов от умиравших с голода в безвестности художников прошлых веков. Интересно при этом, не сказывается ли на качестве творчества занятость большинства современных авторов на немузыкальных работах? Не является ли для них музыка всего лишь способом проведения досуга и приятным хобби?
Разделить музыкантов на профессионалов и любителей можно не только исходя из заработков, но и по уровню образования. Оказалось, что дипломы музыкальной школы, училища или музыкального вуза имеют 39% артистов. Сложно сказать, большой ли это процент, но радует, что система подготовки музыкантов в стране еще работает, и далеко не все бросают музыку сразу после получения диплома. По крайней мере, никакого засилья безграмотных в музыкальном плане рэперов в Петербурге не наблюдается.
Из других интересных фактов можно отметить два обязательных направления творчества наших авторов. Практически все они одновременно выпускают аудиозаписи и стремятся выступать вживую. Особенно заметно желание репетировать и давать концерты стало в 2022-м году после отмены коронавирусных ограничений, что логично и отрадно для любителей слушать музыку на разнообразных площадках города. Кстати, почти две трети артистов признают, что Санкт-Петербург обладает хорошей инфраструктурой для живых выступлений. А вот доля тех артистов, которые недовольны уровнем российских музыкальных издательств, СМИ и сервисов, только увеличивается — с 54% в 2020-м году до 64% к данному моменту. Похоже, гигантам вроде “ВКонтакте” и “Яндекса” с их партнерами стоит задуматься не только об удобстве слушателей, но и об удовлетворении потребностей авторов.
В любом случае, качество аудиозаписей растет, музыканты осваивают необходимые технологии, и коронавирус однозначно помог петербургской музыке выйти на новый уровень; ведь два года назад только половина авторов была полностью удовлетворена итогами работы на студии, а этим летом доля уверенных в своих произведениях артистов выросла до 64%.
Кажется, образ петербургского музыканта-автора стал гораздо более четким и заиграл новыми красками. Теперь мы видим их — целеустремленных, уверенных в себе и ответственных людей, которые достигают необходимого качества музыкального продукта, но остаются верными идеалам искусства. Да, они готовы выступать и работать на студии, вкладывая свои ресурсы и почти не получая денег, чтобы остаться в веках и порадовать слушателя. Пожалуй, только одна небольшая деталь омрачает эту картину, 71% этих артистов признают свою зависимость от нас с вами. Авторы не готовы писать в стол, им нужны прослушивания, комментарии, посещения концертов и “лайки”. Готовы ли мы дарить наше внимание всем достойным артистам города, когда их так много? Этот вопрос — предмет уже совершенно других исследований».
(Илья Сакмаров, октябрь 2022)
[ad_2]