[ad_1]
Оценка: 7 из 10
Датский триллер «Убийца «Святой паук»» был показан в рамках Таллинского кинофестиваля, в российский прокат фильм выходит 19 января 2023 года. Режиссёр: Али Аббаси. В ролях: Мехди Беджестани, Зара Амир Эбрахими и другие.
Иранский режиссёр Али Аббаси, давно эмигрировавший в куда более свободную для творчества Данию, стремительно набирает популярность. Его предыдущий фильм, лавстори про троллей «На границе миров» выиграл «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и даже получил номинацию на «Оскар» за грим. Это позволило присмотреться к Аббаси и голливудским продюсерам, в результате чего иранец стал одним из режиссёров грядущей экранизации видеоигры «Одни из нас». Но перед тем, как дорогостоящее шоу от HBO дебютирует на малых экранах, в мировой прокат вышла его третья полнометражная работа и первая снятая на родном персидском языке – мрачный триллер «Убийца «Святой паук»».
Это кино в востребованном нынче жанре тру-крайм рассказывает о серийном убийце, который вбил себе в голову, что занимается праведной миссией по очищению родного города Мешхад от скверны. На самом деле, он просто убивал проституток. В фильме нет никакого секрета личности убийцы, ибо с Саидом (Мехди Беджестани) мы знакомимся вместе с открывающими титрами. Он – семьянин и уважаемый член общества, но в то же время безжалостный и холоднокровный убийца. Повествование, тем не менее, ведётся не только от его лица, но и от лица тегеранской журналистки Рахими (Зара Амир Эбрахими за эту роль получила приз Каннского кинофестиваля).
Поскольку в «Святом пауке» нет как такового детективного расследования, не стоит ожидать от фильма иранский ответ «Зодиаку» и «Воспоминаниям об убийстве». Однако по стилю, мрачной атмосфере и некоторым шокирующим своей жестокостью эпизодам сравнение всё же уместно. Кино Аббаси, впрочем, впечатляет немного другим. Во-первых, конечно, смелой тематикой. В Иране иранскими режиссёрами такое кино снять никак бы не получилось – там бы лишь на стадии сюжетной завязки всех причастных арестовали и приговорили к смертной казни. Но Аббаси, гражданин уже другой страны, в этом плане может чувствовать себя в безопасности и может спокойно осветить тёмные страницы своей родины так, как никто раньше. Он показывает проституцию, критикует государственный аппарат, дискриминацию по половому признаку, в конце концов демонстрирует обнажённое женское тело на камеру, что для иранского кино вообще неслыханная дерзость.
Во-вторых, «Святой паук» впечатляет дуэлью двух противоположных точек зрения. С одной стороны – Саид, убийца и душегуб, которого, однако, все поддерживают, мол, мужик делает правое дело, да и вообще, если бы не он, то этим занялся бы я, горделиво признаётся продавец овощей. С другой, честная и дотошная журналистка, которой все вставляют палки в колёса только потому, что она женщина и как-то криво покрыла платком волосы. Смелость Рахими напоминает о сильных героинях ныне осужденного Джафара Панахи, продолжая тем самым разговор о том, что жёстко патриархальное общество – это пережиток прошлого и, как результат, единственное пространство, в котором убийство человека может быть легитимным.
«Святой паук» номинирован Данией на «Оскар», и для американской публики, далёкой от ужасов иранской действительности, кино Аббаси может отлично сыграть на жанровой территории криминального триллера. Фильм хорошо снят, ещё лучше сыгран, а его ярый феминистический и гуманистический посыл запросто найдёт отклик во всём прогрессивном мире. Местами кино, конечно, тяжёлое и депрессивное, но плотная связь с реальными событиями, происходящими в Мешхеде с 2000 по 2001 год, не позволят просто так потерять интерес в развитии истории.
Вадим Богданов, InterMedia
[ad_2]