[ad_1]
1982 (2022, цифровой релиз), Фирма «Мелодия»
Оценка: 6 из 10.
Цифровое переиздание 40-летней давности экспериментального альбома Давида Тухманова имеет в основном историческую ценность. Где-то эту пластинку назвали «легендарной», но по сути она не пользовалась особым спросом в музыкальных магазинах в начале 80-х и не вошла в историю отечественного поп-рока (в отличие, скажем, от тухмановской же «По волне моей памяти»). Более того, альбом «Н.Л.О.» и стилистически оказался некой отдельной ветвью развития: советский арт-рок с активным использованием электронных инструментов и поэтической классики не нашёл большого числа последователей, а главное — поклонников. В начала 80-х народ очень интересовался роком, поэтому многие члены Союза композиторов пытались как-то экспериментировать с «молодёжной музыкой». Но данный опыт Тухманова оказался неудачным: пока виниловый «Н.Л.О.» лежал на полках магазинов культтоваров, слушатели раскупали в киосках звукозаписи кассеты с группами «Динамик» и «Машина времени».
Возможно, на обложке альбом не хватало крупной надписи «Рок-группа «Москва»: на термин «рок» клюнуло бы побольше людей, которые после прослушивания могли бы и разочароваться в модной музыке, оказавшейся слишком сложной и не пригодной для подпевания. С другой стороны, народ же всё равно понимал, что этот рок — «филармонический», официально разрешённый, так что больших шансов у проекта всё равно бы не было.
Между тем, состав рок-группы «Москва», организованной Давидом Тухмановым, выглядел довольно любопытно. Лидер-гитаристом и руководителем был Алексей Белов, ритм-гитаристом и певцом — Николай Носков. Через пять лет после выпуска этого диска (единственного, сделанного в сотрудничестве с Тухмановым) костяк «Москвы» вошёл в новую «экспортную» группу «Парк Горького», которая играла музыку попроще и пыталась покорить Америку русским англоязычным хард-роком и гитарами в форме балалайки. Николай Носков, кстати, был первым, кто сбежал из «Парка» и из Америки. Альбом «Н.Л.О.», пожалуй, будет интересен поклонникам его сольной карьеры: уйдя из прямолинейного хард-рока, Николай явно вспомнил уроки Тухманова и ориентировался на более сложные жанры с арт-роковым уклоном. В пластинке 1982 года можно расслышать некоторые намёки на будущие сольные песни Носкова. К слову, в CD-издание этого альбома входил бонус-трек «Ночь» на стихи Владимира Маяковского — эта песня сохранилась в репертуаре Николая Носкова и поныне.
Давид Тухманов на этом альбоме почти никак не продемонстрировал своё мастерство мелодиста. Видимо, он был сосредоточен на другом: старался, чтобы аранжировки соответствовали уровню поэзии — а для альбома были использованы совсем не песенные тексты Вероники Тушновой, Семёна Кирсанова, Роберта Рождественского. Синтезаторы Тухманова звучат, конечно, весьма свежо для 1982 года, но это мало кто оценил даже тогда — поскольку до доходчивых мелодий у композитора руки не дошли.
Алексей Мажаев, InterMedia
[ad_2]