[ad_1]
74-й Каннский кинофестиваль прошёл с 6 по 17 июля 2021 года. Впервые между этими и предыдущими Каннами прошло целых два года, поскольку 73-й смотр был отменён из-за ковида, а его официальная селекция в итоге разошлась по другим фестивалям. Один из фильмов того отбора, «Французский вестник» Уэса Андерсона, дождался всё же премьеры на Лазурном берегу, куда прибыл чуть ли не весь звёздный актёрский состав фильма.
В основном конкурсе на этот раз было заявлено 24 картины, а победителем неожиданно стал французский «Титан» Жюлии Дюкурно, всполошивший половину критического сообщества. За всю история фестиваля это лишь вторая победа женщины-режиссёра (прежде только Джейн Кэмпион со своим «Пианино» увозила из Франции «Золотую пальмовую ветвь»).
Фильмов было много, и много из них оказались хорошими. Поэтому редакция InterMedia не удержалась и собрала целых две статьи, посвящённые фильмам Каннского кинофестиваля 2021. В первой статье – подборка из 13 лучших фильмов смотра.
«Аннетт» / Annette
Режиссёр – Леос Каракс
Фильм открытия, основной конкурс
Каннский фестиваль с почетноприглашенной Джоди Фостер и Спайком Ли в качестве президента жюри открылся киномюзиклом Леоса Каракса «Аннетт». В главных ролях выступили Адам Драйвер и Марийон Котийяр.
Мюзикл Каракса — извращенный «Ла-Ла Ленд», страшная сказка, слишком похожая на быль, чтобы произойти в реальности, хотя именно реальная история, а точнее автобиография режиссера, лежит в её основе. Продолжение рецензии.
«Крепкий» / Robuste
Режиссёр – Констанс Мейер
Неделя критики
Каннская «Неделя критики» в этом году открылась как в старые добрые времена – с непринуждённой комедии с Жераром Депардье в главной роли. Лента, которую можно перевести как «Крепкий», рассказывает о стареющем актёре Жорже (Депардье играет практически самого себя), у которого днём съёмки в сомнительных фильмах на вторых ролях, а ночью бессонница, вызванная то ли приступами тахикардии, то ли паническими атаками. У Жоржа в принципе только один друг – его охранник, вот только тому приходится на несколько недель куда-то отлучиться. Теперь помощником и охранником Жоржа будет коренастая чернокожая Аисса (Дебора Люкумуэна – та самая Маймуна из «Божественных»), без пяти минут профессиональный рестлер.
У Аиссы нет друзей, она встречается с каким-то тощим белым парнем, хотя явно от таких отношений удовольствия не получает, поэтому довольно быстро с точно таким же, как она, одиноким Жоржем у них завязываются крепкие дружеские отношения. Для Констанс Мейер это полнометражный режиссёрский дебют – до этого у неё были три короткометражки, в каждой из которых снялся Депардье, поэтому неудивительно, что и здесь актёр хоть как-то пытается продать фильм зрителю самим фактом своей причастности. Но, с другой стороны, Депардье уже не того калибра актёр, ради которого зрители, даже французские, готовы слепо идти в кино. А больше, собственно, тут ловить и нечего.
Говорят, актёру труднее всего сыграть актёра. Но Депардье за годы службы чего-то только не исполнял, поэтому у Мейер он играет на автомате – но не так здорово, как Катрин Денёв у Корээды! История получилась предсказуемой и нарочито наивной, отчего перед нами не более чем очередная пожилая французская комедия. Стандартный краудплизер о взаимовыручке, о побегах от одиночества, об отношениях молодости и старости. Во Франции такое уже даже кассу не собирает. А вот в России, как ни странно, вполне может выйти в прокат.
«Титан» / Titane
Режиссёр – Жюлия Дюкурно
Основной конкурс
Незадолго до победы «Титана» из твиттера пришел слух, что он возьмёт «Золотую пальмовую ветвь». По-видимому, иронизируя над этим, председатель жюри Спайк Ли объявил исход в самом начале церемонии, как бы отменяя этим жестом возможность триумфа «Титана». Однако, вопреки всем ожиданиям, в конце церемонии он уже без иронии подтвердил победу «Титана».
Во второй по значимости программе фестиваля – в «Особом взгляде» тоже награду забрала женщина, Кира Коваленко, снявшаяся про очень тесные просторы Кавказа и тяжёлое существование девушки Ады в обстоятельствах тотального непонимания и отсутствия голоса. Это очень разное кино, но с уверенностью можно сказать, что ни та, ни другая награды не были выбраны по гендерному принципу. Если Коваленко говорит о силе языком слабости и нежности, то Дюкурно реализует священное насилие: измывается над зрителем, используя все запрещённые и не очень приёмы, то атакуя зрителя, то доводя его до экстаза. В этом смысле Дюкурно следует парадигме провокационного кинематографа в духе Гаспара Ноэ, тоже представившего новый фильм на 74-м Каннском фестивале, Ларса фон Триера или Дэвида Кроненберга, у которого она заимствует влечение к машинам. Продолжение рецензии.
«Том Медина» / Tom Medina
Режиссёр – Тони Гатлиф
Внеконкурсная программа
Алжирец Тони Гатлиф, обладатель пальмовой веточки за лучшую режиссуру к картине «Изгнанники» в 2004 году, возвращается в Канны со своим новым фильмом «Том Медина». Лента повествует о юноше (его играет Давид Муржиа с внешностью отнюдь не юношеской), которого суд по делам несовершеннолетних отправляет на исправительные работы где-то глубоко на французском юге. Там он должен избавиться от своих воровских привычек, достигнув гармонии с природой под плотной опёкой фермера по имени Улис. Улис держит загон с лошадьми и быками, а также даёт приют таким пропащим душам, как Том Медина. И вроде обычная драма о вторых шансах, вот только по ночам к Тому приходят светящиеся быки…
Но всё же кино Гатлифа на территорию Карлоса Рейгадаса не забредает, оставаясь на вполне себе безопасной стороне морализаторских французских социальных драм. Светящиеся быки тут не что иное, как просто символ прошлого, которое настигает Тома по ночам, а он всё никак не может его укротить, потому что пытается достичь этого в одиночку, пренебрегая помощью извне. Дальше наш герой по законам жанра влюбляется, и жизнь уже кажется не такой угнетающей. Неудивительно, что «Том Медина» не пробился в конкурсные секции Канн-2021, а стал лишь одним из внеконкурсных пляжных показов наравне с девятым «Форсажем».
«Искушение» / Benedetta
Режиссёр – Пол Верховен
Основной конкурс
На Каннском фестивале показали «Искушение» Пола Верховена — провокационный фильм о тоталитарной сущности религии как института, насилии, священном и сексе, который основан на реальных материалах допросов монахини-лесбиянки. Действие происходит в Италии XVII века. В главных ролях задействованы Вирджини Эфира и Шарлотта Рэмплинг.
Главная героиня нового фильма 82-летнего режиссера — монахиня Бенедетта. Ее мать умерла, по видимому, при ее рождении, а отец обязался, если девочка выживет, отдать ее на служение Богу. Так Бенедетта, заместив материнскую фигуру фигуркой Девы Марии (в кадре есть прямая отсылка на подобную метонимию, сконцентрированную в частичном объекте груди, которую Бенедетта пытается сосать у каменной статуи Марии, упавшей на нее во время молитвы), оказалась в монастыре в небольшом итальянском городе Пеше в чумной Тоскане. Впрочем, все герои тут говорят по-французски, иногда с итальянскими акцентами. Продолжение рецензии.
«Жена могильщика» / The Gravedigger’s Wife
Режиссёр – Хайдар Айдерус Ахмед
Неделя критики
Немножечко трогательного неореализма из крошечной африканской страны Джибути оказалось в Каннской «Неделе критики». Там показали финскую, но снятую полностью на севере Африки и на сомалийском языке драму «Жена могильщика», которая, естественно, становится первой лентой из того региона, приглашённой на престижный Каннский кинофестиваль.
Главный герой Гулед сводит концы с концами, копая могилы и погребая умерших. Его жена Насра, которую тот безмерно любит, страдает от хронического заболевания почек, для лечения которого нужна операция. Операция стоит денег. Живут они где-то на задворках цивилизации и втроём – сыну-подростку также приходится нелегко, хотя бы потому, что он уже достаточно взрослый, чтобы понимать ситуацию. Гулед на грани отчаяния, денег брать неоткуда, поэтому ему приходится идти на отчаянные меры.
Мы ничего не знаем про режиссёра данного фильма, но очевидно по его дебюту, что перед нами африканский Витторио Де Сика, который в свою очередь идёт немного дальше, чем его итальянский вдохновитель, в своё время пытавшийся показать свою страну в несколько ином свете. Джибути и вовсе на экранах никто не видел, по крайней мере, на крупных фестивалях и тем более уж в прокате. Посему «Жена могильщика» не просто социальное кино о тяжёлой бедной жизни африканского народа, но и отчасти портрет далёкой неизвестной страны, которую Ахмед впервые открывает зрителю. С этой мыслью кино смотреть становится даже немного волнительно, хотя в плане истории и подачи никаких откровений тут искать не приходится.
«Французский вестник» / The French Dispatch
Режиссёр – Уэс Андерсон
Основной конкурс
«Французский вестник» Уэса Андерсона — ода журналистике как профессии, реквием по уходящему стандарту журналистской этики, но одновременно и революционный кураж, радость от трансформации сферы. Это и, как часто бывает у Андерсона, антропологическое наблюдение, изложенное в виде коллажа, состоящего из трёх новелл со строго симметричными и выверенными мизансценами (привычно пестрыми и — в дань Новой волне — черно-белыми), а ещё «некролога, гида и трех художественных статей». Все это, разумеется, за авторством самого режиссёра. Такое внимание к деталям, собирающимся в единую картинку, но тут же обратно рассыпающимся на составные элементы, режиссёру в целом свойственно. И вообще, во «Французском вестнике» не встречается ничего нового для Уэса Андерсона с точки зрения киноязыка. Продолжение рецензии.
«Верность Хасану» / Commitment Hasan
Режиссёр – Семих Капланоглу
Особый взгляд
Когда речь заходит об авторском турецком кинематографе, вспоминаются в основном две фамилии, известные на весь мир: Джейлан и Капланоглу. Оба побеждали на кинофестивалях большой тройки, оба в своих фильмах явно цитируют творчество Тарковского и оба же славятся размеренным, акцентированным в первую очередь на человеке повествованием. Они одинаково успешно взаимодействуют с метафизикой человеческого существования, отличаясь, пожалуй, лишь тем, что Нури Бильге Джейлан – поэт, а Семих Капланоглу – скорее социальный бытописец.
Капланоглу, чья фильмография похожа на кулинарный рецепт (он снял «Яйцо», «Молоко», «Мёд» и «Зерно»), сейчас занят совершенно новой концептуальной трилогией со словом «Верность» в названии. Два года назад состоялась премьера фильма «Верность Асли» про двух матерей, которая прошла уж совсем незаметно, мимо крупных фестивалей, но, тем не менее, Турция всё же отправила картину представлять страну на «Оскаре» (безуспешно). Два года спустя вторая часть трилогии, сюжетно никак не связанная, показана во второй по значимости секции Каннского кинофестиваля – «Верность Хасану» всё же наград не получила, однако на качестве картины это никак не сказывается.
История здесь вращается вокруг фермера Хасана, который всю жизнь следит и ухаживает за землёй, доставшейся ему от отца. Вместе с женой они держат большое хозяйство, но внезапно Хасан узнаёт, что прямо на территории его участка собираются установить огромную электровышку, из-за которой всё его хозяйство накроется медным тазом, а, следовательно, и средств для существования ему больше брать будет неоткуда. Тогда Хасан решает, держа втайне от жены, разобраться с проблемой собственноручно, параллельно этому он узнаёт, что подошла их очередь отправиться в паломничество – они с женой подали заявку ещё три года назад, и всё это время лелеяли мечту наконец посетить священные места и увидеть Мекку. Вот только перед паломничеством необходимо очистить свою душу и попросить прощения у всех, кому ты его задолжал. У Хасана после его эпопеи с вышкой таких набралось немало.
У Капланоглу получилось простое, но завораживающее в своей же простоте кино о метафизическом, подсознательном поиске душевного спокойствия в мире, где бал правит механическая модернизация, безнравственность и пренебрежительное отношение к традициям собственной страны. Его Турция – аграрная, расстегнутая нараспашку страна, в которой, прямо как в России, чем дальше от двух столиц, тем плачевнее ситуация. Капланоглу вообще Россию любит и к нашей кинематографической традиции обращается охотно – не зря он то и дело любуется черепашками да ручейком (как Джейлан в своих фильмах), а в одной сцене и вовсе делает визуальный оммаж на «Зеркало» Тарковского.
«Дело»
Режиссёр – Алексей Герман мл.
Особый взгляд
Алексей Герман-младший ещё со своего дебютного фильма стал верным послом российского кино на главных мировых кинофестивалях. Однако в программу Каннского кинофестиваля его пригласили только сейчас – спустя 18 лет после премьеры «Последнего поезда». Это приятный сюрприз, как, впрочем, и само «Дело» — фильм-неожиданность, снятый режиссёром в карантинных условиях, пока производство большой международной картины про войну застопорилось из-за очередной волны пандемии. Продолжение рецензии.
«Гражданка» / La Civil
Режиссёр – Теодора Ана Михай
Особый взгляд
В «Особом взгляде» состоялась премьера неожиданной румыно-мексиканской копродукции под названием «Гражданка»т – картина получила специальный приз за смелость. Действия развиваются на северных широтах Мексики, где куда не плюнь – попадёшь в очередную отрубленную картелем голову у бордюра. Главная героиня – гражданка Мексики по имени Сьело, мать, жена, домохозяйка. Однажды её любимую дочурку-подростка похищает один из картелей, требуют выкуп, Сьело собирает деньги, но её обманывают, обобрав до копейки и не вернув дочь. Женщина на знает, что делать: муж – ни рыба ни мясо, в полиции все пожимают плечами, мол, это же картели, мы ничего сделать не можем, да и вообще, а вдруг ваша дочь сама на них работает? Но, несмотря на все препятствия, мать своего ребёнка в беде не бросит.
Сьела выходит на главнокомандующего одной из антикартельных служб, прося его слёзно о помощи во время опасной для жизни спецоперации. Опытный военный, тем не менее, соглашается помочь женщине, и Сьела постепенно превращается из обычной кроткой домохозяйки в чуть ли не профессионального военного, готового рвать мексиканские глотки за свою кровинушку. Режиссёр этого фильма, Теодора Ана Михай, вообще-то румынка, свой румынский соцреалистичный и полудокументальный подход она решила захватить и в Мексику, где её дебютный игровой (до этого она сняла одну неплохую документалку про квартирный вопрос в Румынии) фильм растворяется в национальных реалиях страны.
Проблема, что удивительно, даже не в том, что про картельный беспредел в Мексике и про её улицы, пропитанные бедностью и криминалом, мы насмотрелись уже примерно на полжизни вперёд и до Теодоры Аны Михай. Проблема в том, что её кино идёт какие-то невероятные 140 минут, которые оправдать никак не получается. Ещё и пресловутый «взгляд иностранца» на мексиканскую проблему номер один оказывается совершенно таким же, как у всех, кто когда-либо снимал на эту тему фильмы – независимо от страны производства. Но приехать на место и снять о наболевшем для целой страны – это всегда смело и достойно уважения, особенно если у руля столь непростой и даже опасной операции стоит девушка.
«Кометы» / I Comete
Режиссёр – Паскаль Таньяти
Внеконкурсная программа
«Кометы» – праздник жизни во всей её красе и разнообразии. Мы переносимся на Корсику, чтобы безмолвно понаблюдать за галереей местных жителей, рутинно проводящих своё лето. Вот дети резвятся на улице, вот подростки околачиваются на руинах, взрослые загадывают на будущее, старики вспоминают прошлое. Неподвижная, закреплённая на штативе камера выхватывает самые обычные эпизоды, из которых и состоит жизнь. Отец с сыном мастерят ловушку на какого-то зверя, девушка самоудовлетворяет себя на камеру около живописного водопада, взрослые мужики горячо спорят о футболе, пока их дети играют в стороне, а на вечерней дискотеке собираются все возрасты и в едином порыве отжигают под нетленное Pump Up The Jam. Сцена за сцену, слово за слово, и перед нами выстраивается выдающаяся картина бытия – практически бессюжетно, в режиме slice of life и на примере одного корсиканского лета.
«Пуститься в путь» / Hit the Road
Режиссёр – Панах Панахи
Двухнедельник режиссёров
Путешествие всей семьёй куда-то на машине – это всегда эмоциональные американские горки, а жанр роуд-муви вечно сопряжён с наездами на кочки, неожиданными поворотами и галереей самых разных попутчиков. Законы жанра, которые соблюдаются даже в иранском кинематографе. В фильме Hit the Road (переведём условно как «Пуститься в путь»), участнике Каннской секции «Двухнедельник режиссёров», всего этого добра – с горкой и маленькой тележкой, но по форме и содержанию картина Панаха Панахи отнюдь не «Беспечный ездок» или «Пустоши». Это, если хотите, иранское «Маленькая мисс Счастье», из которого выцедили весь американский сентиментализм и наполнили культурным кодом фильмов Аббаса Киаростами и, конечно же, отца режиссёра, Джафара Панахи. Продолжение рецензии.
«Больница 6» / H6
Режиссёр – Е Е
Специальные показы
Снятый в лучших традициях «Госпиталя» Фредерика Вайсмана, документальный фильм «Больница 6» от китайского режиссёра Е Е приглашает зрителя на погружающую экскурсию в главный шанхайский госпиталь. Это и реабилитационный центр, и интенсивная терапия, и место, куда едут за мгновенной медицинской помощью. Мы проникаем за закрытые двери, знакомимся с докторами и пациентами, нервничаем вместе с отцами, не находящими себе места в коридоре, пока их близкие на операционном столе.
Лента с отчётливыми гуманистическими порывами обладает множеством сильных эпизодов, например, как остеопат выпрямляет кости и попутно учит интернов или вдовец под умиление медсёстер поёт своей дочери, которая сломала себе обе руки и сейчас проходит реабилитацию. Конечно, в художественном языке работа дебютанта Е Е заметно отличается от фильмов Вайсмана – всё-таки легенда документального кино по-другому смотрит на мир, и этот его взгляд уникальный, и делает его фильмы уникальными. «Больница 6» пока ещё трудно назвать работой опытного документалиста, но, безусловно, бесталанной она тоже не является.
Вадим Богданов, InterMedia
[ad_2]