[ad_1]
Оценка: 2 из 10
Сериал «Властелин колец: Кольца власти» вышел на видеосервисе Amazon Prime 2 сентября 2022 года. Шоураннеры: Патрик МакКей, Джон Д. Пэйн. В ролях: Морвет Кларк, Маркелла Кавена, Роберт Арамайо, Исмаэль Крус Кордова и другие.
Самый дорогой сериал в истории телевидения и видеосервисов, который попросту невозможно смотреть – мыслимое ли это дело? Как оказалось, – да.
Джон Рональд Руэл Толкин – пожалуй, один из самых известных в мире писателей, создавший жанр эпического фэнтези. Многие его произведения были изданы уже посмертно благодаря его сыну Кристоферу Толкину, который тщательно следил за достоянием отца. После ухода наследника с поста главы фонда Tolkien Estate права на экранизацию произведений о Средиземье тут же были проданы компании Amazon – якобы под предлогом того, чтобы снять по-настоящему каноничную экранизацию, точно следующую оригиналу. Кристофер умер в 2020 году и не увидел того, что с точки зрения шоураннеров сериала Патрика МакКея и Джона Д. Пэйна является «следованием оригиналу». Впрочем, у «Колец власти» оказалось так много проблем, что трудно даже определиться с тем, с каких лучше начать.
Действие сериала происходит во Вторую эпоху. Эльфы прибыли в Средиземье для борьбы с орками, уцелевшими после нашествия Саурона. В сериале обещают показать создание девяти колец, известных зрителям по «Властелину колец», а также восхождение Саурона и падение Нуменора.
Несмотря на все обещания следовать канону, по крайней мере два первых эпизода однозначно доставят боль и моральные страдания всем поклонникам Толкина. Сериал чудовищно обходится с первоисточником. Те же, кто книги не читал и смотрел в лучшем случае одну-две трилогии Питера Джексона, скорее всего, испытают другую реакцию – они рискуют попросту не понять того, что происходит на экране.
Конечно, экранизация никогда не обязана дословно следовать оригиналу. В мире есть множество отличных фильмов, которые из первоисточников брали только самую малость и переигрывали сюжеты неожиданным образом, раскрывая новые пласты и показывая красоту. Лишь бы законы драматургии соблюдались – тогда все это может прекрасно работать. Проблема «Колец власти» в том, что их авторы, убрав всю сложную и проработанную мифологию Толкина, не смогли заменить ее хоть чем-то интересным, а получившийся вакуум в лучшем случае заполнили штампами, а в худшем – вообще ничем.
Простой пример. Согласно Толкину, эльфы уплыли в Средиземье из Валинора, райских и бессмертных земель, чтобы найти сильмариллы – драгоценные камни, впитавшие в себя свет Двух Древ – растений, созданных еще в незапамятные времена, заменявших собой Солнце и Луну, но уничтоженных. Этому событию предшествовала длинная война с Морготом (злым божеством, олицетворяющим собой тьму), да и в целом – несколько сотен страниц «Сильмариллиона», полных довольно эпических событий и подробного описания мироустройства. Перед отплытием произошел бунт, в ходе которого эльф впервые убил другого эльфа. В результате часть остроухой расы была проклята и поклялась, что не сможет вернуться из Средиземья в райскую страну, пока утерянные сильмариллы не окажутся в безопасности.
В сериале же эльфы уплывают из своих райских земель, чтобы преследовать орков. В сюжете упоминается Моргот (про которого, впрочем, не сообщается ничего более того факта, что он был), но довольно быстро выясняется, что главный враг всего хорошего – затаившийся где-то Саурон (правильно, вы же все трилогию Питера Джексона, скорее всего, смотрели, Саурона помните, зачем напрягаться и вводить в сюжет какого-то другого злодея?). Со временем почти все следы пребывания орков в Средиземье пропадают, но эльфы остаются.
Почему эльфы в сериале не уплывают из Средиземья обратно в райский Валинор, если ни проклятия, ни клятвы у них не было? Потому что их король им это запрещает (какой король может быть у эльфов Средиземья во Второй эпохе? Не задавайте себе такой вопрос. Сценаристам не просто было плевать на литературный канон – им плевать даже на свой сценарий. За две эпизода короля даже не назвали по имени, он просто – КОРОЛЬ). Почему Король запрещает эльфам уплыть? Потому что он Король. Он может такое запрещать.
Проблема в том, что таким образом построена абсолютно вся драматургия в «Кольцах власти». По ходу просмотра у зрителя будет возникать масса вопросов по поводу происходящего, но сериал будет отвечать на них лаконично – «потому что». Объяснений не будет. Вникать не надо. Искать логику и связь между событиями не стоит. Наслаждайтесь картинкой, ведь для этого все и затевалось.
Там, где вакуум требовалось заполнить хоть чем-то, в ход шли привычные и известные штампы. Галадриэль в сериале выглядит так, словно плохой полицейский с ПТСР, который крушит все вокруг – от врагов до отношений с собратьями – и не может остановиться. Сценаристы, конечно, имеют право на такую трактовку – проблема в том, что, описав самым скомканным образом предысторию персонажа, они не создали образ, в который можно поверить.
Да и в целом двух главных героев-эльфов – Галадриэль и Арондира – играют актеры-бревна. Морвет Кларк умеет хмуриться исподлобья, демонстрируя точеные черты лица. Исмаэль Крус Кордова и вовсе смотрит на мир какими-то пустыми глазами. Получив сценарий, полный штампов, они и играют соответственно – выдавая только скучные, серые, посредственные поведенческие штампы. Пожалуй, только Маркелла Кавена (хоббит Нора Брэндифут) здесь старается представить своего персонажа хоть немного интересным – но видно, что слишком многое в ее образе сценаристы позаимствовали у Фродо и Бильбо.
Многие критики отмечают, что сериал получился необычайно красивым и зрелищным – чувствуется, что на него действительно затрачено много денег, а кадры захватывают дух. У Amazon нет типичных проблем, с которыми встречается Netflix, когда почти все действие зажато в тесных локациях – тут и правда чувствуется простор. С другой стороны, после сериала фильмы Питера Джексона хочется вспомнить с теплом. И дело тут не в том, что они куда бережнее относились к первоисточнику. Просто Питер Джексон использовал по большей части практические эффекты, работая с масштабом, перспективой и физическими объектами. Поэтому его фильмы на большом экране все еще смотрятся хорошо. Сериал же использует много компьютерной графики, а потому весь его красочный и зрелищный визуал окажется чудовищно устаревшим уже через пару-тройку лет.
Но куда большая проблема заключается в том, что, уделяя время красивой картинке, авторы за два эпизода не показали почти никаких действий. Вы без проблем вспомните, что показали в первых двух эпизодах «Дома дракона», «Песочного человека» или даже «Ведьмака», но что происходило в первых двух эпизодах «Колец власти»? Сказать точно трудно, потому что событий и драматических конфликтов в первых сериях почти нет, а цепляющих – нет совсем.
Amazon каким-то чудом снял не только самый дорогой, но и, возможно, самый тягомотный, унылый и попросту скучный сериал в истории. Если вы соберетесь посмотреть его в компании друзей, то неожиданно для себя уже минут через двадцать выясните, что куда интереснее остановиться, чтобы отвлечься буквально на что угодно – например, вы можете решить обсудить книги Толкина, преимущества и недостатки отечественных аналогов «Кока-колы», поиск ортопеда, гастроэнтеролога и психотерапевта, методики кормления диких белок в лесопарках… К «Кольцам власти» вам не захочется возвращаться уже никогда.
Павел Соломатин, InterMedia
[ad_2]