[ad_1]
Оценка: 8 из 10
Военный фильм «На Западном фронте без перемен» вышел на стриминговом сервисеNetflix 28 октября 2022 года. Режиссёр: Эдвард Бергер. В ролях: Феликс Каммерер, Альбрехт Шух, Аарон Хилмер, Мориц Клаус, Даниэль Брюль и другие.
Каждый год Netflix выбирает один из своих престижных, показанных на мировых фестивалях хитов и вкладывает в него все свои деньги, чтобы пробить картине путь к заветному «Оскару». В 2022-м у стриминга в обойме были новые фильмы Баумбака, дель Торо, Иньярриту и вторая часть «Достать ножи». Но в итоге выбор пал на немецкое кино – новую экранизацию Ремарка «На Западном фронте без перемен» режиссёра Эдварда Бергера. Как выяснилось, не прогадали. У картины неожиданные 8 номинаций, что для зарубежного кино успех колоссальный.
Но достойной ли вышла третья за столетье экранизация бессмертного антивоенного шедевра Эриха Марии Ремарка? Хочется ответить «да», но всё же есть нюанс.
Сюжет, как и в романе, вращается вокруг немецкого юноши Пауля Боймера (Феликс Каммерер), с энтузиазмом записывающегося в армию Германской империи в 1917 году. Вместе со своими одноклассниками и хорошими друзьями Пауль едет на фронт – навстречу вечной славе и звания гордости немецкого народа. Улыбка с их лиц, однако, стирается очень быстро – стоит им только добраться до своего первого окопа, где пройдёт их боевое крещение. Кровь, кишки, грязь, слёзы, моча, страх, трусость. Война сапогом по лицу разбивает розовые очки пацанов осколками внутрь, и это только первый день на фронте.
Новая экранизация заходит с козырей. Буквально с первых кадров и первых боевых сражений становится ясно, что перед нами один из самых визуально завораживающих и технически совершенных военных фильмов в истории. Прямой последователь «Спасти рядового Райана», «По соображениям совести» и «1917». Справедливо отмеченная номинацией на «Оскар» операторская работа Джеймса Френда эффектно помещает зрителя в гущу событий, которая с поистине кубриковской щепетильностью режиссёра и всего технического отдела выглядит как самый настоящий ад на земле. Брутальность этой адаптации зашкаливает, боевые сражения показаны без романтизации и с максимальной реалистичностью. Это первая экранизация Ремарка, которая вгоняет ощущения ужаса войны зрителю под кожу.
Эдвард Бергер опирается на визуальное повествование сильнее, чем его предшественники и многие из его коллег-постановщиков военного кино (но до Сэма Мендеса ему, конечно, далеко). Отсюда трудно сопротивляться восхитительной кинематографичности «На Западном фронте без перемен»: все окопы и бункеры проработаны до мелочей, исторические костюмы, грим, художественные решения выполнены с голливудским размахом, а логистика масштабных сражений отлажена до автоматизма. Если говорить с точки зрения визуального восприятия, то работа Бергара – безупречная и совершенно лучшая на сегодняшний день экранизация Ремарка.
Однако есть ещё сюжетная основа. Авторы решили выкинуть довольно важную и чуть ли не самую интересную часть романа – все эпизоды из «мирной» жизни. Как известно, не только расписанные в мелочах кошмары с полей сражений породили целое направление в мировой литературе тех лет, а ещё описания Ремарком «потерянного поколения» покалеченных войной юношей: их неизлечимые душевные травмы, их неспособность жить привычной жизнью и вернуться к мирному сосуществованию, их разочарование в своей стране. Последнее, к слову, в нынешней экранизации всё же затрагивается, и это действительно важно, потому что «На Западном фронте без перемен» 2022 года – первая попытка переноса романа на экран самими немцами (до этого снимали только американцы и британцы).
Военное кино, особенно про Мировые войны, в Германии никогда заметной популярностью не пользовалось по понятным причинам. Решение обратиться к тексту Ремарка именно в такой форме, где упор делается на визуализации обесценивания человеческой жизни, олицетворении смерти и вопиющей жестокости войны, возможно, является одним из способов проработки национальной травмы. Ведь фильм Бергера своей тщательностью успешно позволяет «прожить» все эти круги ада, не отходя от экрана.
Другое дело, что особо новой пищи для размышлений эта экранизация не даёт. Основная идея фильма становится ясной ещё в момент, когда радом с Паулем замертво падает первый солдат, а дальше мы просто погружаемся в бесконечный цикл насилия и смерти. Выглядит безумно кинематографично, спору нет. Но можно с ходу назвать десяток других антивоенных фильмов, снятых мастеровитыми режиссёрами, где мы такое уже видели. Хотя с другой стороны, война стара как мир. И чем чаще людям напоминать, какой ужас она за собой несёт, тем, наверное, будет лучше.
Вадим Богданов, InterMedia
[ad_2]