[ad_1]
2020, «Бомбора»
Оценка: 7 из 10.
Как известно, в своих социальных сетях Диана Арбенина не использует прописные буквы и запятые. Опубликованные тексты её песен также лишены этих «излишеств», но, кстати, это не слишком шокирует, ибо вполне соответствует пылким и эмоциональным произведениям Дианы. К счастью, данный приём не распространяется на прозу Арбениной — её рассказы и эссе в книге представлены в традиционной пунктуации. Но, чтобы читатель не забывал, с кем имеет дело, «Снежный барс» очень эффектным образом оформлен: дырка в форме сердца, вырезанная посередине картонной обложки, вроде бы отсылает к примерам дизайна детских книжек, но в то же время очень органично иллюстрирует максималистские творческие методы Дианы Арбениной.
Итак, в книге есть тексты песен с последнего альбома, стихотворения, эссе, рассказы, похожие на эссе, и просто рассказы. Тексты, стихи, эссе и рассказы, похожие на эссе предназначаются строго одной категории потребителей — фанат(к)ам Дианы Арбеиной и «Ночных Снайперов», так ценящим дерзновенную откровенность артистки. Без талантливой музыки, конечно, немного не то, но всё остальное в наличии — зашкаливающая чувственность, бешеные эмоции, обнажённая откровенность. Поклонникам уже даже не нужно препарировать каждую песенную строчку, чтобы понять, кому она посвящена — к страстным песням добавляются столь же страстные воспоминания и размышления в прозе. Какие-то из них похожи на журнальные колонки, но большинство — на поток возбуждённого сознания. Диане, впрочем, всё это идёт: без этой её пылкости и песен бы таких не было.
Оставим, однако, фанатское фанатам — меня в книге больше интересовало то, что ближе к понятию «литература». Не «хобби знаменитостей», а рассказы, которые было бы интересно читать вне зависимости от того, какая фамилия указана на обложке. И нужно сказать, что в сборнике такие произведения есть, но в целом эмоциональная составляющая для писателя Арбениной гораздо важнее литературной стилистики. В рассказах Дианы обычно два главных героя — это любовь и смерть. Для лидера «Ночных снайперов» эти понятия чаще всего тождественны, потому что любовь в её произведениях — настолько сильное чувство, что от смерти практически неотличимо. Даже самая идеальная и нереальная любовь кончается смертью… ну, или как-то незаметно и естественно в неё переходит. Это выглядит очень романтично, трагично, местами заставляет сопереживать — но полное пренебрежение автора реалистическими деталями несколько обесценивает повествование. Раз за разом Арбенина описывает идеальную придуманную любовь и каких-то влюблённых людей, которые ни разу не поссорились друг с другом. Что-то сказочное в этом есть, не правда ли? И вот таким вымышленным, бесплотным персонажам не нужна никакая биография. Они ни к чему не привязаны, у них нет необходимости зарабатывать деньги, они вообще могут оказаться не людьми, а животными — теми же снежными барсами, например. Иногда Диана даёт им иностранные имена, иногда упоминает зарубежные города — что, впрочем, не делает менее призрачным мир, в котором существуют герои рассказов, да и когда действие происходит в российских декорациях, автору неинтересно отвлекаться от романтичного главного на детали.
Чуть ли не единственным исключением стал рассказ «Колумнист»: кроме необъятных чувств и немыслимой подлости, в этом произведении есть довольно живые персонажи, неожиданннейший поворот сюжета и даже хэппи-энд. Иронично, что всё это автор поместил в рассказ о любви женщины к женщине.
Алексей Мажаев, InterMedia
[ad_2]