[ad_1]
Оценка: 7 из 10
Четвертый сезон сериала «Очень странные дела» вышел наNetflix в двух частях: первая – 27 мая, а вторая – 1 июля 2022 года. Режиссёры: Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви, Нимрод Антал и другие. В ролях: Вайнона Райдер, Дэвид Харбор, Финн Вулфхард, Милли Бобби Браун, Гейтен Матараццо, Джо Кири, Наталия Дайер и другие.
Как ни крути, «Очень странные дела» за четыре сезона успели снискать такую огромную популярность и стать полноценным культурным феноменом, что детище братьев Даффер впору уже называть главным коммерческим успехом Netflix, их «Игрой престолов», их «Во все тяжкие». Вдвойне удивителен тот факт, потому что сериал практически целиком и полностью опирается на уже давно протоптанные жанровые тропы, классику поп-культуры прошлого века и, по сути, является постмодернистским переосмыслением американского культурного кода, на фильмах, комиксах и музыке которого, так получилось, рос весь мир. Четвёртый сезон продолжает дёргать за те же самые ниточки, предлагая ещё одну порцию ностальгии, ретро-эстетики, подростковой приключенческой фантастики и, конечно же, очередной сюжет про спасение мира.
Финал третьего сезона разбросал героев по разным углам географической карты. Оди (Милли Бобби Браун) вместе с Майком (Финн Вулфхард), Уиллом (Ноа Шнапп), его братом Джонатаном (Чарли Хитон) и их мамой Джойс (Вайнона Райдер) уехали в Калифорнию навстречу новой жизни. Дастин (Гейтен Матараццо), Стив (Джо Кири), Нэнси (Наталия Дайер) и другие остались в Хоукинсе, занимаясь привычными делами – кто учёбой, кто работой. А чудом избежавший смерти в концовке предыдущего сезона бывший шериф Джим Хоппер (Дэвид Харбор) оказался в советской тюрьме на Камчатке, откуда помогать сбежать ему вот-вот отправится Джойс. Для более погружённого осмысления сезона дальше мы начнём рассуждать о его событиях, преждевременное знание которых кому-то может испортить просмотр, поэтому мы надеемся, что финал четвёртого сезона вы уже глянули. В противном случае – мы вас предупреждали.
Братья Мэтт и Росс Даффер нас тоже предупреждали о многом, например, о том, что новый сезон будет масштабнее и драматичнее предыдущих. В итоге, он получился попросту длиннее. Каждая серия тут идёт как полноценный фильм, а завершающая девятая и вовсе насчитывает колоссальные для сериальных эпизодов два с половиной часа. Оправдан ли такой хронометраж? Конечно же, нет. Размах здесь только подразумевается и как бы подчёркивается не только географическим расстоянием между тремя сюжетными линиями, а в большей степени их тональной разностью. В Калифорнии начались беспечные времена в Риджмонт Хай с научно-фантастическом откосом в сторону секретных лабораторий, в Хоукинсе поселился кошмар на улице Вязов, где словно бы сбежавший из фантазий Уэса Крэйвена монстр Векна терроризирует подростков их же страхами, а в советском ГУЛАГе развивается полноценный тюремно-клюквенный боевик. В результате ощущения от просмотра четвёртого сезона похоже на то, будто бы ты заснул в видеосалоне, где по телевизору крутились сразу несколько разножанровых фильмов: на утро после запойного просмотра всё смешалось, но так и не сложилось в единую картину.
Виной тому, возможно, то, что самая слабая сюжетная линия – это основная. Потерявшая свои силы Оди, конечно же, их в итоге найдёт, но этот процесс занимает намного больше времени, чем требуется. Майк и Уилл совсем ушли на периферию, первый стал скучнее некуда, а второй весь сезон только и делает, что плачет да робко всем намекает на свою сексуальную ориентацию. Джонатана, расцветшего в детективной линии прошлого сезона, деградировали до инфантильного персонажа фильмов Кевина Смита, предпочитающего курить травку всем остальным занятиям в жизни (а ведь какой у них с Нэнси был тандем!).
Приключения в холодной России Хоппера, Джойс и Мюррэя напоминают затянувшуюся шутку третьего сезона о злых русских, зачем-то растянутую ещё на один сезон. Харбору куда лучше шла роль ворчливого шерифа небольшого городка, сварливо, но с любовью исполняющего отцовские обязанности по отношению к Одиннадцатой. Теперь же Хоппер превратился в смесь Стива МакКуина из «Мотылька» и Рэмбо, тем самым растеряв весь свой шарм на приключения в духе четвёртого «Индианы Джонса», без которого все мы отлично могли бы обойтись.
Сюжетная линия Хоукинса так и осталась доминирующей. Броманс Стива и Дастина/Стива и Робин (Майя Хоук)/Стива и его волосатой груди всё ещё не растерял свои моменты, сравнение ужасов взросления с появлением ужасного Векны подано в лучших традициях подростковых хорроров 80-х, ну и появление Эдди (Джозеф Куинн), главы клуба «Адского пламени», стало одним из любимых нововведений сезона среди зрителей. И это ещё далеко не все персонажи упомянуты, «Очень странные дела» продолжают разрастаться героями, многие из которых присутствуют чисто для увеличения плотности сценария.
Создатели обещали в конце этого сезона драматический исход, что могло означать наконец смерть одного из ключевых персонажей сериала, способную хоть как-то встряхнуть однотипное повествование. Но нет, смелость – это не про братьев Даффер, вместо этого они попрощались лишь с персонажем, которого придумали исключительно для одного сезона (опять само-повтор), хотя будь на месте Эдди, к примеру, Стив, уже давно заслуживший драматическое самопожертвование в финале, послевкусие от завершения сезона вышло бы куда ярче. И это всего лишь одна из причин, почему четвёртый сезон завершился на провальной ноте: мало того, что, кроме Дастина, всем особо от кончины Эдди ни жарко ни холодно, так ещё и главный злодей вернётся в следующем сезоне, плюс Дафферы зачем-то копировали и вставили эпилог из предыдущих финалов, снова показывая нам надвигающееся на Хоукинс зло. Неужели совсем никаких свежих идей?
С таким завершающим кадром отчётливее стали вырисовываться одни и те же драматургические конструкции, одинаковые сюжетные ходы, тянущиеся из сезона в сезон. Герои сначала капитулируют перед новой «непобедимой» угрозой, затем копят силы и в конце, объединившись, побеждают зло. Четыре сезона по той же самой схеме, только в этот раз ещё острее ощущается зря потраченное время за просмотром: во-первых, потому что четвёртая глава, по сути, сильных изменений в общий сюжет не внесла, топчась по кругу, а во-вторых, вся её эпичность искусственна и условна за счёт сильно растянутого хронометража. Но с другой стороны, «Очень странные дела 4» — это единственный в этом году летний блокбастер, который мы можем смотреть вместе со всем миром. Так что грех жаловаться – довольствуемся тем, что имеем.
По завершению лучшим эпизодом сезона ощущается самый первый, в котором мало чего происходит, но есть все признаки отличного романа воспитания и ощущение застывшего, как в «Последнем киносеансе», времени. Там ещё прослеживались настоящие отношения между героями благодаря школьному быту, сценам жизни на новом месте после переезда, предпосылкам перехода во взрослую жизнь. Эффектно был введён в сей умиротворённый американский пейзаж жанровый элемент с кошмарами чирлидерши. Но дальше магия растворилась, каждый персонаж стал бездушной функцией в сюжете, которому иногда выделяли программный слезливый монолог, чтобы тронуть особо эмоциональных зрителей. Порой персонажей сводили для смол-токов перед какой-то битвой (обычно это почему-то происходило в лесу), якобы показать хоть какое-то взаимодействие между ними. Но в искренность таких разговоров верится с трудом.
Тем не менее, многих зрителей такая схема, не раз повторяющаяся за один-единственный сезон, более чем устроила. Отсюда пламенная любовь к 4-му и 7-му эпизодам: в первом Дафферы как по методичке нагнетают противостояние Макс с Векной, используя дешёвый саспенс, а во второй мы наблюдаем за тем, как главный злодей зловещим голосом битый час рассказывает нам экспозицию и свою драматическую предысторию – так долго и так пафосно, что хоть вешайся. По такому же принципу построена и финальная 9-я серия, где снова события нагнетаются теми же манипуляциями, затёртыми Дафферами до дыр: несколько параллельных линий, каждая из которых не вовремя сталкивается с проблемами, но в конце концов преуспевает в самый последний момент. Да, Дафферы хорошо монтируют, великолепно используют музыку (вон, зуммеры хоть наконец послушают Кейт Буш и «Металлику»), отрабатывают заметно увеличенный бюджет на эффекты по полной, но ведь драматургически это такая скука, всё так предсказуемо и механически исполнено, что запросто перекрывает любые другие достижения авторов. Нет в этом жизни, нет творческой свободы. Лишь коммерческий расчёт, боязнь резких движений и экранизация предварительно заготовленного списка отсылок к американской поп-культуре. В результате дети взрослеют, монстры становятся страшнее и реалистичнее, темы сложнее: «Очень странные дела» уже готовы к выпускному балу, а их авторы всё ещё относятся к ним как детям. Поначалу было мило, но сейчас уже какое-то мыло и немножечко уныло.
Вадим Богданов, InterMedia
[ad_2]