[ad_1]
Оценка: 7 из 10
Триллер «Кентавр» выходит в российский прокат 13 июля 2023 года. Режиссёр: Кирилл Кемниц. В ролях: Юра Борисов, Анастасия Талызина, Сергей Гилев, Григорий Верник и другие.
Много было снято хороших фильмов про изгоев общества, нашедших приют в объятьях ночи или на сидении мчащегося навстречу рассвету автомобиля. «Таксист», «Драйв», «Стрингер», «Соучастник», «Тебя никогда здесь не было», и это лишь часть списка фильмов, которые режиссёр Кирилл Кемниц пересмотрел, чтобы снять своё кино. «Кентавр» — это редкий в наших краях неонуар, а заодно российский ответ всем голливудским образцам жанра сразу – правда, выполненный с оригинальностью трафарета.
По вымытым и блестящим ночным улицам Москвы мчится ярко-жёлтое такси. За рулём сидит эмпат Саша (Юра Борисов), за долгую практику научившийся безошибочно считывать своих пассажиров и находить подход к любому из них. Изменщики, мажоры, проститутки: Саша никого не судит, его дело быть извозчиком душ, а возможность исповеди на заднем сидении – лишь необязательная опция в пакете услуг уровня «комфорт». Да и сам он далеко не идеален. Однажды к нему подсаживается привлекательная девушка Лиза (Анастасия Талызина) в коротком платье и с кричаще красной помадой на губах. Она, как и Саша, работает по ночам, но эта ночь вот-вот станет самой длинной в жизни обоих героев фильма.
«Кентавр» хорошо делится на две ярко выраженных половины. В первой зритель становится заложником интриги, пытаясь разобраться, кто есть кто на самом деле и так ли случайны случайности. А во второй половине откидывается на заднем сидении, наблюдая за предсказуемой, но драйвовой развязкой с погонями, перестрелками, спецэффектами и безумным Верником, зачем-то передразнивающим Джокера. Режиссёр всячески старается напустить дыма: Саша ведёт себя странно, путается в своей предыстории, Лиза определённо что-то недоговаривает, где-то в зеркале заднего вида маячит очередной истерический персонаж Сергея Гилёва, а открывающая сцена явно намекает на присутствие криминального элемента в сюжете. Конечно, всю интригу можно описать двумя словами, но для получения большего удовольствия от просмотра, зрителю рекомендуется знать о «Кентавре» самую малость.
Кино Кирилла Кемница порой даже не стесняется заимствовать у своих самых известных референсов. Рассуждения Саши о том, что ночью ему легче думается, близки к мыслям Трэвиса Бикла. Даже одна из версий, почему Саша испытывает трудности в передвижении, связана с травмой на войне. Однако в отличие от героя Скорсезе, Саша не грезит стереть «всю эту мразь» и «грязь» (наркоманы, бомжи, инвалиды, проститутки и т.д.) с улиц, ведь, во-первых, собянинские улицы и так чисты, а во-вторых, Саша, как и его пассажир Лиза, часть этой социальной «грязи».
Сценарий Пола Шредера, то есть Михаила Зубко, в целом повторяет путь «Таксиста»: эмоционально нестабильный человек влюбляется, затем пытается высвободить несчастную проститутку из лап бандитов, но всё это приводит к кровопролитному финалу. Никакой оригинальностью здесь даже близко не пахнет, зато снято Кемницем всё происходящее с должным пиететом перед жанровым каноном. Двигатели ревут, неоновый свет проскальзывает по стёклам автомобилей, а внутри салона разворачивается захватывающие психологические игры в кошки-мышки.
Держат в должном напряжении они только по одной причине – благодаря стараниям Юры Борисова. Главный герой нашего времени уже не раз доказывал, что может на себе вытащить хоть целые фильмы, хоть целые сериалы. В «Кентавре» Борисов – самая интересная загадка из всех, что сценарист пытается предложить зрителю. В тандеме с Талызиной перед нами предстаёт портрет двух одиночеств в большом городе. Один прячет неуверенность в бардачке своего верного железного коня, уже практически заменившего ему ноги, другая – под набитой чередой жизненных неудач коркой цинизма и вызывающей внешностью.
«Кентавр» — безусловно, кино, которые вы уже видели много-много раз, но это кино всё-таки жанровое. При этом все заимствованные элементы в расстановке Кирилла Кемница выглядят не так пошло, как могло быть. Есть определённое удовольствие в узнавании мотивов тех или иных голливудских фильмов, которые режиссёр-киноман с явным задором переносит на почву российского кино (неспроста в продюсерах – Илья Найшуллер). Хороших отечественных триллеров, которые держались бы на харизме главной звезды, в нашей стране преступно мало. Возможно, их просто не умеют делать без оглядки на запад. В таком случае «Кентавр» идеально вписывается в контекст реалий сегодняшнего дня. Времени, когда российский зритель чаще ностальгирует по голливудскому кино, чем имеет возможность увидеть его на большом экране.
Вадим Богданов, InterMedia
[ad_2]