[ad_1]
В этом году юбилейный 50-й Роттердамский международный кинофестиваль прошёл в двух стадиях – сначала в феврале, а теперь в июне – с 2 по 9 июня 2021 года. Первая часть полноценно состоялась в онлайн-формате, в то время как июньская программа была рассчитана также и на физические показы, которые всё же прошли в Роттердаме. Там были показаны все победители юбилейного смотра, плюс новые отобранные картины специально для второй части фестиваля.
Июньская программа была поделена на 4 секции. Harbour заменила основной конкурс, в Bright Future собрались многообещающие дебюты, а Cinema Regained представила реставрации и экспериментальные фильмы о кино. Четвёртая секция была посвящена средним и коротким метрам.
Редакция InterMedia подводит итоги июньской программы Роттердамского кинофестиваля списком её десяти лучших фильмов.
«Парк развлечений»
Режиссёр – Джордж А. Ромеро
Одним из главных событий июньской части Роттердамского кинофестиваля стала премьера 4К реставрации утерянного фильма маэстро ужасов Джорджа Р. Ромеро, создателя так называемого поджанра зомби-хорроров. Лента называется «Парк развлечений», и она совсем не про зомби, а про ужасы эйджизма. Фильм, который нашли и восстановили лишь в 2019 году, через два года после смерти Ромеро, повествует о пожилом джентльмене в белом костюме, который отправляется в парк развлечений, но оказывается в фантасмагорическом кошмаре.
События «Парка развлечений» абсурдны и сюрреалистичны, но от этого не менее пугающие. В какой-то момент начинает казаться, что примерно такое можно было бы ожидать от Луиса Бунюэля, решившего попробовать себя в жанре ужасов. Калейдоскоп насилия и безумия превращает кино в эпизод «Сумеречной зоны», в котором Ромеро пугает не чем-то сверхъестественным, а самым беспощадным и очень даже естественным страхом человека перед старостью и, само собой, смертью.
«Fat Chance»
Режиссёр – Стивен Брумер
В одной из секций второй части Роттердамского кинофестиваля затесалась новая картина экспериментатора Стивена Брумера «Fat Chance». Как и предыдущая – «Призрачная поездка», это снова авангардный документальный фильм, но на этот раз не в жанре архивного роуд-муви, а скорее исторический и даже отчасти биографический.
Посвящена лента голливудской иконе нуар-фильмов Лэйрду Крегару, который умер на 31-м году жизни из-за последствий радикальной диеты. Да, название картины двусмысленно намекает, что Крегар был настоящим тяжеловесом в Голливуде сразу по двум причинам. И, несмотря на то, что умер он, желая в кротчайшие сроки сбросить вес (за несколько месяцев Лэйрд скинул немыслимые 45 кг!) и не быть физически похожим на Орсона Уэллса, лента Брумера всё же документирует его заслуги в кинематографе.
Фильм состоит из выцветших, выжженных, склеенных, скомканных, засвеченных, замазанных негативов, как и в случае с «Призрачной поездкой», архивного футаджа, перемешивающего бэкстейдж, кадры из фильмов и вроде как эпизоды светской жизни, но могу ошибаться – разобрать такой поток делириумной горячки, вероятно, в которой актёр и прожил последние месяцы своей жизни, получается далеко не всегда. Так что «Fat Chance» можно смело назвать очередной хардкорно-синефильской документалкой от авангардиста Стивена Брумера.
«Мир грядущий»
Режиссёр – Мона Фастволд Лерче
Одна из самых громких фестивальных картин прошлого года заглянула и в Роттердам. Венецианский лауреат «Мир грядущий» Моны Фастволд Лерче – фильм поразительно чуткий и тактильный. В нём Ванесса Кирби и Кэтрин Уотерстон играют двух обделённых мужским вниманием домохозяек в Нью-Йорке 1850-х годов, когда в тех краях ещё не было даже намёка на огромный мегаполис. Лишь маленькие, удалённые друг от друга фермы. На одной живут Эбигейл (Уотерстон) с мужем Дайером (как всегда кроткий Кейси Аффлек), а на другую заселяются Талли (Кирби) с мужем Финни (Кристофер Эбботт). Постепенно Эбигейл и Талли сближаются. Маленькая драма на великолепном литературном английском языке с набором сильных актёрских работ.
«Кровопийцы»
Режиссёр – Юлиан Радльмайер
Режиссёр Юлиан Радльмайер в «Кровопийцах» во многом продолжает развивать идеи своего предыдущего фильма – «Самокритики буржуазного пса». Только здесь к своему фирменному ироничному материализму добавляются жанровые элементы, тема идеологии и приличная доза синефилии, особенно когда дело доходит до съёмок фильма, естественно, про вампиров. Радльмайер с приличной долей юмора проводит сравнение капиталистов с вампирами, которые сосут кровь рабочего класса. Здесь, конечно, всё это приобретает буквальный характер, что придаёт комизма. Продолжение рецензии.
«Хоппер/Уэллс»
Режиссёр – Орсон Уэллс
Ещё один после «Парка развлечений» фильм из программы Роттердамского кинофестиваля, снятый ныне покойным режиссёром. Правда, теперь уже в документальном виде. «Хоппер/Уэллс» — это двухчасовой фильм-беседа, состоявшаяся в 1970-м году между титаном киноиндустрии Орсоном Уэллсом и тогда ещё восходящей звездой Голливуда Деннисом Хоппером, только что снявшим «Беспечного ездока».
Воссозданием фильма занимался польский продюсер и режиссёр Филип Ян Рымша, который в 2018-м году довёл до ума сразу два связанных с Уэллсом проекта. Первый – его финальный фильм «Другая сторона ветра», а второй – документалку о его создании «Меня полюбят после моей смерти». Другими словами, бережное воссоздание наследия величайшего американского режиссёра для Рымши дело всей жизни, поэтому и «Хоппер/Уэллс» определённо сделан с любовью.
Два человека, чьи дебюты оказали фундаментальное влияние на весь мировой кинематограф, уютно сидят в небольшой комнатушке, освящённой лишь светом от камина и тусклой лампочкой, кушают макарошки и душевно трещат за кино. Говорят не только о своих подходах и мотивах создания фильмов, но и делятся впечатлениями о том, что их реально потрясло – «В прошлом году в Мариенбаде» Рене, «Виридиана» Бунюэля, «Ночь» Антониони и с десяток другой мировой классики, о которой обоим режиссёрам есть что рассказать. И вам точно захочется их послушать. «Хоппер/Уэллс» — пожалуй, лучший подкаст о кино за очень долгое время.
«Философия хоррора: Симфония теории кино»
Режиссёры – Петер Лиштер и Бори Мате
«Философия хоррора: Симфония теории кино» — ещё один авангардный док с Роттердама. Лента – венгерская, экспериментальная, монтажная, представляет собой абстрактную экранизацию одноимённой книги по теории кино, опубликованной в 1990 году. Фильм состоит преимущественно из зловещей музыки, ручной живописи и деформированной, разлагающейся практически на глазах зрителя 35-милиметровой плёнки. Но самое интересно, что на этой плёнке. А на ней кадры и сцены из «Кошмара на улице Вязов» Уэса Крэйвена и его продолжения. То есть на примере этих двух слэшеров режиссёры «Философии хоррора» наглядно и в данном случае буквально деконструируют основы жанра – то есть низводят готовый, цельный и конкретный кинофильм до его образности и фигуральности, что в свою очередь и является ключом к пониманию зрительского восприятия хоррора на сенсорном и подсознательном уровнях.
«Пугало»
Режиссёр – Дмитрий Давыдов
«Пугало» Дмитрия Давыдова, первый якутский фильм на Роттердамском кинофестивале, столь же неуютный, как резкое прикосновение к телу холодной руки, пробравшейся через все твои свитера, на страшном северном морозе. Мрачное, тягучее, вводящее в шаманский транс своим пронзительным звуковым сопровождением зрелище, вобравшее в себя все прелести самого аутентичного кинематографического региона России.
Открывающая сцена даст прикурить самому изощрённому корейскому хоррору, однако фильм в целом отнести к этому жанру практически невозможно. За какие-то очень короткие семьдесят минут хронометража мы наблюдаем за сюжетом, чем-то напоминающим якутский вариант «Страстей Христовых», в которых все сцены гиперреализма остались бы за кадром либо же показаны через реакцию окружающих. Знахарку по кличке «Пугало» (Валентина Романова-Чыскыырай, взявшая награду за лучшую женскую роль на «Кинотавре») пинают всем селом – она всех раздражает, её боятся, отчего ненавидят. Однако когда кому-то нужна помощь, первым делом бегут к ней. Что именно она делает с людьми, никто не знает (как и зритель), однако после её «процедур» и девушка с пулевым ранением на ноги встаёт, и у мужчины с эректильной дисфункцией, кхм, тоже встаёт, и заикающийся парнишка начинает говорить без запинки. Но каждое это чудотворное «исцеление» берёт своё. Она клянётся завязать, пока не поздно, однако всё же не может отказать в помощи тем, кто её бьёт, оскорбляет и унижает.
Давыдов, как и Эдуард Новиков в своей «Царь-птице», победившей на ММКФ в 2018 году, успешно мистифицирует удалённую от городских ландшафтов жизнь, обращаясь ко всему богатству якутских традиций и поверий. Как огромный орёл был одновременно предвестником смерти и посланником жизни, так и старушка-изгой исцеляет, каждый раз заключая договор с костлявой. Режиссёр неспроста часто акцентирует наша внимание на зеркалах, испокон веков служивших порталами между миром живых и загробным царством. Всё, что происходит в фильме, вполне можно воспринимать буквально (хуже от этого кино не станет, особенно с учётом выверенной режиссуры и работы с камерой), однако трактовать сюжет как извечную романтическую историю противостояния героя-одиночки против зла всё же чуточку любопытнее. «Пугало», тем не менее, далеко от романтического произведения как такового, здесь скорее изображается печальная картина краха антагонистического дуализма. Пусть одна несчастная знахарка и сможет исцелить тело человека, духовность целого общества же не спасти никому.
«Деревенский детектив: Цикл песен»
Режиссёр – Билл Моррисон
Возвращаемся к экспериментальным документальным фильмам: «Деревенский детектив: Цикл песен» Билла Моррисона, автора «Доусон сити: Замёрзшее время». История тут вот в чём: в 2016-м рыболовное судно выловило у берегов Исландии четыре катушки с покоцаной, истерзанной морской солью 35-мм плёнкой, на которой внезапно оказался советский фильм «Деревенский детектив» 1969 года с Михаилом Жаровым. Катушки хотели было выкинуть, но на помощь пришёл ныне покойный композитор-режиссёр Йохан Йоханнссон, который отправил плёнку американскому документалисту Биллу Моррисону. Тот плёнку принял, досконально изучил и решил использовать её как точку входа не только в историю советского кино, но и в частности чтобы проследить уникальный карьерный путь «любимого советского актёра своего времени» Михаила Жарова. Получилось завораживающим, истинно синефильским погружением в кинематографическую материю, существующую вне времени. Моррисон откопал столько незаконченных, деформированных картин-сокровищ в пучинах советского кинофонда, что его фильм запросто претендует на Пулитцеровскую премию как выдающееся журналистское расследование.
«Меня зовут Франческо Тотти»
Режиссёр – Алекс Инфачелли
Июньская программа Роттердамского кинофестиваля подразумевала лишь одну награду – приз зрительских симпатий. Именно он отошёл итальянской документальной ленте «Меня зовут Франческо Тотти», посвященной, как нетрудно догадаться, легендарному форварду футбольного клуба «Рома». Сразу стоит сказать, что для всех фанатов «римлян» картина Инфачелли обязательна к просмотру. Для всех остальных – вполне себе тоже.
Во-первых, это неплохой экскурс в историю мирового футбола, и ценители этого спорта явно получат немалое удовольствие от подачи материала. Во-вторых, снято и смонтировано всё тоже на приличном уровне. История рассказывается самим Тотти, отчего перед нами не сухой пересказ Википедии, а живой и полный эмоций рассказ жизни и карьеры футболиста с множеством личных и трогательных деталей. Получилось куда более искренне, нежели вся пачка других подобных доков – про Златана, Месси, Криштиану и им подобных.
«Faya Dayi»
Режиссёр – ДжессикаБешир
Одна из самых любопытных документалок Роттердамского кинофестиваля родом из Эфиопии. Кино дебютантки Джессики Бешир рассказывает о растении, которое называется кат. Листья этого растения обладают стимулирующим и одурманивающим эффектом – достаточно их лишь разжевать, и ко взлёту готов. По легенде, суфии (мусульмане, следующие каноном своей веры с особым одухотворением и проницательностью) использовали листья ката в своих поисках вечности. Другими словами, растение производит явный наркотический эффект, отчего является самой прибыльной выращиваемой культурой Эфиопии.
Кино снято в роскошном чёрно-белом монохроме, напоминающем о «Соли земли» Вендерса, и стилистически подстраивается как раз под эффект наркотического трипа. Тут нет какого-то внятного сюжета, лишь единый тягучий поток, состоящий из калейдоскопа историй простых людей и планов природы. Залипнуть на два часа как нечего делать.
Вадим Богданов,InterMedia
[ad_2]