[ad_1]
«Воспитанный человек – тот, кто хочет и умеет считаться с другими», – считал литературовед, филолог Дмитрий Лихачев. Человек высокой культуры, сам он удивлял собеседника доступностью и простотой обращения.
Уровень – есть, воспитанности – нет?
Понятие воспитанности в ХХI веке всё более размыто. Оно уходит из нашей жизни. А ведь это довольно точная величина, у которой есть собственная шкала. Недаром школьные учителя еще употребляют этот непопулярный термин – уровень воспитанности.
Быть хорошо воспитанным и иметь приличные манеры сегодня кажется немного странным и даже ретроградным. А ведь совсем недавно, в веке ХХ‑м, важно было быть не просто воспитанным, но и благородным.
Внутреннее благородство – вечная ценность и сегодня как никогда актуально – отчасти потому что редко. Можно ли воспитать в ребёнке такое благородство и что для этого нужно?
Обратимся за ответами к эпистолярному и прозаическому наследию Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Достойная жизненная цель – увеличивать добро в мире
Человек, рожденный в царское время и воспитанный в имперской гимназии, потрудившийся в стране Советов, Дмитрий Сергеевич никогда не переставал учиться и воспитывать себя самого.
И, как пишет Д. С. Лихачёв, его учителями и воспитателями были герои и события древних эпох, памятники родной истории и старины, древнерусской литературы, а также встреченные им люди и реальный жизненный опыт.
Лихачёв – настоящий русский интеллигент, который естественно и просто нес в себе царственное достоинство. Он не считал себя верующим, однако тексты, с которыми он соприкасался всю жизнь, были христианскими.
Христианским же – то есть бого- и человеколюбивым – было и его поведение, и его отношение к окружающим, многие из которых еще помнят примеры его действенной помощи.
Вхожий в высшие круги советского общества, он был общедоступен и демократичен, прост в обхождении, заботлив и снисходителен. Вот несколько ярких высказываний Дмитрия Сергеевича.
***
«Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда ровным в обращении с людьми, быть всегда приветливым и веселым – настоящее искусство.
Нет лучшей “музыки в человеке”, чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место».
***
“В жизни надо иметь служение – служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если ты будешь ему верен… А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас”.
***
«Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость».
***
«Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже…»
***
«Стравинский говорил о В.Стасове, что он не отзывался плохо даже о погоде».
***
«Речь характеризует человека в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. Совершенствовать свой язык – громадное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое…»
«Письма о добром и прекрасном»
Академик Д. С. Лихачёв, помимо научных трудов, создал много публицистических очерков, читательская аудитория которых – молодые люди.
«Письма о добром и прекрасном» – не только собственные мысли признанного ученого и писателя, достигшего в своей области больших высот.
Это обобщенный Лихачёвым опыт его предшественников – то есть большие пласты истории, этики и философии. И, конечно, педагогики. Процитируем пару глав из этого актуального произведения
Письмо тринадцатое. «О воспитанности»
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.
Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.
Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.
Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких – он невоспитанный человек.
Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.
Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.
Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.
Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей» – говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях.
Умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство.
А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины…
Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих.
Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.
Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.
Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.
В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?
В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу.
Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды.
Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений.
И не надо класть локти на стол опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть.
Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение.
Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна».
И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть.
Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
Письмо двадцать восьмое. «Быть вместе»
Меня часто спрашивают, почему в быту совершенно исчезают русские игры. Лапта, горелки, городки или рюхи?
Сложный вопрос. Исчезают не только русские игры, исчезают игры вообще. Они заменяются танцами или тем, что называется танцами.
А между тем игры очень важны в воспитательном отношении.
Игра – будь это лапта, волейбол, горелки или еще какая-нибудь – воспитывает социальность, она воспитывает умение держаться вместе, играть вместе, ощущать партнера, ощущать противника.
Это очень важная воспитательная вещь – игра.
Игры должны быть возрождены в нашей жизни. Потому что я уже не вижу, чтобы играли, скажем, в крокет. А крокет – важная игра, потому что в крокет играют и взрослые, и дети, это общение взрослых и детей. Это важно.
Дома заняты тем, что смотрят телевизор. Вот тут телевизор оказывается серьезным конкурентом. А раньше играли в цифровое лото, играли дети, играли взрослые, и это служило общению взрослых и детей, это был один из моментов, очень важный в воспитательном отношении.
Но не только лото, существовали разные игры, в которых принимала участие вся семья. Так же, как, скажем, вся семья на Севере где-нибудь принимала участие в пении хоровых народных песен.
Это важный момент, потому что хор, он не только доставляет эстетическое удовольствие, он нравственно организует семью, нравственно организует общество, собравшееся где-то в деревне, в зимнюю пору, при вьюге снежной.
Поют – люди общаются этим способом друг с другом, они вступают в контакт. А как мало у нас сейчас контактов между людьми!
Они очень важны, непосредственные контакты, контакты интуитивные, которые вот в играх, в хоровом пении, в музыке организовывались.
Поэтому на эту сторону нашего быта, на то, что уходят из нашего быта игры, надо обратить внимание педагогическим организациям.
И не сделать ли уроки физкультуры в наших школах игровыми? Это давало бы одновременно и физическое развитие, и нравственное, и объединяло бы класс».
Публикацию отрывков глав этого сочинения хотелось бы завершить ещё одной веской цитатой Дмитрия Сергеевича:
«Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной осёдлости человека».
На нашем сайте вы можете скачать «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачёва
Вступительная статья Валентины Киденко (по материалам СМИ)
[ad_2]