[ad_1]
Смерть, как это ни парадоксально – неотъемлемая часть жизни. Как и когда говорить ребёнку о смерти? Нужно ли брать на похороны? Как ему всё объяснить? На эти и другие вопросы отвечает многодетный отец, священник.
Иерей Никита Заболотнов ведет свой видео-блог, активно посещаемый родителями всех возрастов. И вот что он советует.
«Как говорить с ребенком о смерти – важная тема, но говорить о ней бывает проблематично, особенно когда умирает особенно близкий человек, родственник. Родители задаются вопросом, стоит ли брать ребенка на похороны и как ему что-то объяснять.
Испокон века практически во всех человеческих культурах детей от смерти не отгораживали. И, на самом деле – у ребенка есть некая внутренняя потребность поговорить о смерти.
В определенный период взросления, в 6–8 лет, ребенок подходит к родителю, спрашивает его о смерти, ему интересна эта тема. Не стоит его от этой темы отгораживать. Смерть также естественна, как и жизнь. Если есть рождение, значит, есть и умирание. Если есть начало – есть и конец.
Ребенку так и нужно объяснить: все мы рождаемся и все мы умираем. Смерть – это не некая страшная трагедия. Смерть – это конец жизни, и это нужно ребенку объяснить: ты начал жить, ты когда-то умрешь.
Мы очень боимся, что ребёнок начнёт бояться смерти. Да, в определенный период своего взросления он будет бояться умереть, но это чаще всего связано с младшим и средним подростковым возрастом, с полным осознанием себя и своей личности.
Но это не значит, что ребенку не нужно говорить о смерти. Нужно показывать ребенку, что смерть – это итог жизни, рассказывать ему о своих родственниках: бабушках, прабабушках, прадедушках.
Вот, они жили, жили долго, вот, они умерли, от них осталась память – то-то и то-то. Можно съездить с ребенком на кладбище, может быть, кратко, без особых подробностей рассказать ему, что происходит с человеком, когда он умирает.
Ну, и когда мы сталкиваемся с ситуацией, что приходится с ребенком идти на похороны, на отпевание близкого человека, то обязательно нужно об этом поговорить.
Здесь нет какой-то конкретики. Нужно поговорить от сердца: вот, человек был, и человек есть. Есть он потому, что он остался в нашем сердце, в наших воспоминаниях, в нашей памяти, и самое главное: мы продолжаем его любить.
С его смертью, то есть окончанием физической жизни, не закончилась наша любовь. До тех пор, пока мы его любим, пока мы его помним, он жив.
Кроме того, обязательно нужно поговорить о том, что в нашем православном миропонимании и представлении смерть – это лишь переход в следующую жизнь, в жизнь вечную.
Когда наша вечная душа, которая оживляет наше физическое тело, отделяется от тела и начинает жить отдельно, иной, другой жизнью, она как бы живет тем итогом, что человек смог в своей жизни собрать, чем он смог жить.
Ребенку в силу его возраста об этом стоит рассказать. Но еще раз говорю: не нужно детей ограничивать от этой темы. Потому что, если мы будем так делать, то рано или поздно ребенок столкнется с этой темой, и в подростковом возрасте она будет его очень интересовать.
И, к сожалению, иногда бывает, что, если в детстве мы его ограничивали, потом она может начать его пугать, что доходит до определенных неврозов.
Есть еще одна проблема: она связана с нами, с взрослыми. Мы сами очень часто относимся к смерти с большой опаской и не любим о ней ни говорить, ни напоминать. Хотя еще в древности люди говорили – «momento mori» – «помни о смерти», а древние христианские подвижники продолжали: «помни о смерти, и во век не согрешишь».
Поэтому память смертная – это одна из христианских добродетелей, которая помогает нам всегда быть в тонусе, всегда быть перед лицом Божиим. И вот это – правильная память о смерти, которая будет в нас, и мы ее потихоньку будем передавать нашим детям.
[ad_2]