[ad_1]
И кому не хочется воспитать яркую творческую личность? Многие полагают, что ранние занятия чтением, письмом, счетом помогут этому. Так ли это? Когда начинается воспитание творческих способностей? Что делать и как не опоздать?
Наиболее точное название нашей эпохи – не просто информационный, постиндустриальный век, а сетевое столетие. И в таком столетии ребенок погружен в океан стремительно развивающихся ситуаций.
В этих условиях готовить растущего человека к набору стандартных обстоятельств необходимо, но это лишь одна из тысячи задач воспитания. Сегодня мир изменился настолько, что воспитание и образование только тогда и являются эффективными, когда они обеспечивают уникальную мобильность личности.
Именно поэтому при высоких скоростях, присущих нашей реальности, у человека с креативным мышлением значительно выше шансы добиться большего, нежели у человека, который имеет репродуктивное мышление, сложившееся на основе прошлого опыта.
Креативный человек характеризуется рядом личностных особенностей. К специфике его восприятия чаще всего относятся необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость.
В интеллектуальной сфере – интуиция, могучая фантазия, выдумка, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркиваются уклонение от шаблона, инициативность, оригинальность, упорство, высокая самоорганизация и колоссальная работоспособность.
Креативная личность отличается тем, что она находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе.
Воображение – черта креативной личности
Наиболее ярким и типичным проявлением креативности считается воображение, или фантазия.
Семилетняя Юля переживает по поводу того, что никак не может обогнать на велосипеде своего друга Юру. Долго думая, что же делать в данной ситуации, она спрашивает у мамы: «Лошадь бегает быстро?» Получив утвердительный ответ, просит купить ей белую лошадь, «чтобы обогнать Юру».
Восьмилетняя Юля играет на даче в лошадей, «катаясь» на дугах от бабушкиных огурцов. Однажды одна из «лошадей» случайно ударила бабушку по ноге. «Лошадь» попросили удалиться с участка. Хозяйка «лошади» отреагировала на это мгновенно: «Отучу».
Говоря о воображении, известный педагог С. Л. Соловейчик писал, что человек без воображения ужасен.
«…Конечно, оно может быть добрым и злым, разрушительным и созидательным; но, как правило, человек с воображением больше расположен к людям, чем тот, кто лишен этого дара.
Как я могу почувствовать боль другого человека? Ведь у меня ничего не болит. Но я могу вообразить чужую боль – и словно испытать ее.
Лишь один грустный взгляд уловит человек, но его воображение, если оно живое, “в минуту дорисует остальное”, и он переживает чужое страдание как свое, потому что страдание в воображении так же мучительно, как и реальное.
Рождается то же самое чувство – это и называется точным словом “сочувствие”. Человек не умом понимает, что другому плохо, а действительно страдает, потому что может вообразить, представить себе состояние другого.
Человек без воображения на это физически, лучше сказать, психически не способен».
Познавательная активность – залог развития
Надо отметить, что сегодня в школу приходит много детей безынициативных, со сниженной познавательной активностью и неразвитым воображением. Одна из причин этого – ограничение детской активности в первые годы жизни.
Вообще, познавательная активность раннего детства – один из важнейших показателей общего развития ребенка. Если ребенок всем интересуется, активно осваивает окружающий мир, постоянно проявляет свое ненасытное любопытство, значит, развивается он нормально. Однако под непосредственным воздействием взрослого эта врожденная активность может очень скоро затухнуть.
Как только ребенок сможет самостоятельно ходить, он начинает активно интересоваться всем, что находится вблизи его городского дома: соседними домами со всеми их подъездами, школой во дворе и т. д. Как правило, взрослые терпеливо ходят за малышом, не сдерживая его порывов к познанию окружающего мира.
Грустно, что нередко на детских площадках можно увидеть противоположную картину: взрослый упорно усаживает малыша в песочницу, из которой тот не менее упорно старается выбраться. Часто при этом побеждает взрослый, у которого на улице очень важные дела – поговорить с другими взрослыми обитателями площадки.
Очень опасно, когда ребенок часами сидит со скучающим видом в песочнице или вблизи нее, а рядом мама с упоением болтает с подругой. А когда в школе ребенку будет «все неинтересно», эта же мама начнет искать причину данного факта в плохих учителях, дурной наследственности со стороны мужа и т. п.
Для того чтобы ребенок нормально развивался, он должен постоянно активно взаимодействовать с окружающим его миром, любые ограничения его активности, к примеру, те, которые оправдываются необходимостью «оставаться чистым», создают препятствия на пути интеллектуального и творческого развития.
Кроме этого, маленькому ребенку постоянно нужны новые впечатления, решение все новых и новых познавательных задач, таких, к примеру, как определение того, насколько глубока лужа, в которую он постоянно норовит зайти.
Игры как спонтанное обучение
При активном взаимодействии маленького ребенка с окружающей действительностью происходит его спонтанное, или «ненормированное», обучение.
Так, где‑то в возрасте от 1,5 до 4–5 лет важная задача, которую решает в познавательном плане ребенок, – приобретение чувственного опыта, который нужен для успешного формирования наглядно-действенного мышления.
Такой опыт создается тогда, когда ребенок берет в руки песок, крупу, камешки, срывает лепестки с цветов, лазает по деревьям и т. п. Дети во время таких занятий открывают для себя очень много нового, к примеру, посредством чувственных ощущений познают такие свойства предметов, как форма, вес, запах и др.
Когда родители заменяют эти игры «полезными» занятиями – чтением, письмом, счетом и т. д., они создают определенные трудности на пути развития его наглядно-действенного мышления. И если чтению и письму ребенка научат в школе, то пробел в развитии этого вида мышления уже не будет восполнен никогда.
В возрасте четырех-пяти лет дети начинают проигрывать в воображении последствия того действия, которое они хотят совершить, – так происходит развитие наглядно-образного мышления. Говоря иначе, умение работать «в уме» позволяет ребенку обдумывать и решать задачки без траты времени и сил на пробы и ошибки.
Чтобы как‑то занять многочисленных друзей пятилетней Юли, постоянно приходящих к нам в дачный дом, я купила детям карточную игру, в которой побеждал тот, кто быстрее других собирал 6 карточек одного цвета, из которых можно было сложить красивый дворец.
Однако на пути участников игры был ряд препятствий, а можно было вытащить «алмаз», за который покупалась недостающая деталь «дворца».
Как правило, дети, среди которых были пятилетки, шестилетки и даже девятилетняя девочка и одиннадцатилетний мальчик, играли по методу «проб и ошибок» – в результате многочисленных попыток постигали путь к успеху.
Как‑то раз к нам заглянул еще один сосед, пятилетний Юра; Юля начала объяснять мальчику правила игры.
Что она там объясняла, мы, взрослые, не слышали, мы только видели, что Юра, разложив карты перед собой, о чем‑то сосредоточенно размышлял. Все попытки энергичной Юли вовлечь мальчугана в игру были безрезультатными – мальчик думал!
Через какое‑то время мы услышали радостный вопль Юры – «выигрывает тот, у кого больше всего “алмазов”». Так, без всяких пробных действий, мальчик, проанализировав условия задачки, с ходу выдал верное решение!
Следующий этап игрового развития ребенка связан с появлением ролевой игры. Происходит это где‑то после трех лет: дети начинают охотно «перевоплощаться» – называть себя то волком, то поросенком, то птичкой и т. д.
Когда же ребенок начинает наделять ролями игрушки, играя «сам с собой», он еще и учится структурировать собственное время и сам себя занимать.
Когда ребенок постоянно занят и не может побыть наедине с самим собой ни минуты, он становится абсолютно зависимым от взрослого и будет беспомощным в будущем.
Итак, развитие ребенка во многом происходит спонтанно, в «ненормативных» играх и в ненормированном обучении.
То есть, если «разумный» взрослый не вмешивается, дети делают именно то, что, по мнению этого взрослого, делать категорически нельзя: бегают по лужам, лазают на четвереньках и т. п.
Но именно в эти моменты ребенок и становится самим собой, маленьким человеком, живущим по тем законам, которые неведомы в мире взрослых.
Необходимо отметить, что именно в таких, «ненормативных» играх ребенок начинает испытывать удовольствие от чувства новизны, неожиданности, любопытства от того, что будет дальше. Испытав радость от познания нового в детстве, он будет стремиться к таким же состояниям, став взрослым.
Четырехлетние Юля и Юра с увлечением строят замок из песка, не обращая никакого внимания на пятилетнего Егорку, находящегося рядом. На все просьбы мальчика дать и ему покопать лопаткой, «дружная парочка» никак не реагирует.
Здесь Егорка придумывает следующее: с воплем «Полиция!» налетает на друзей; Юра от неожиданности говорит: «Это не я, это Юля», а Юля просто отдает Егорке свою лопатку.
Если бы в эту ситуацию вмешался взрослый, он бы повел себя так, «как надо»: прочитал бы малышам лекцию о том, как плохо быть жадными.
Но взрослые, стоящие рядом с детьми, молчали. Это заставило ребенка, который испытывал дискомфорт, найти нестандартное решение в значимой для него жизненной ситуации.
Надо заметить, что проблемные ситуации, возникающие в детских играх, нередко стимулируют детей творчески подходить к их разрешению. Средством для решения таких проблем могут стать сотрудничество, взаимная поддержка, понимание и подхватывание идей друг друга.
Любое сотрудничество предполагает наличие у партнеров по общению такого умения, как адекватное понимание высказываний друг друга.
При этом уяснение и понимание новой идеи партнера – необходимый момент коллективного творчества. Без понимания новой идеи, без искреннего стремления к этому коллективное творчество становится чрезвычайно бедным и малоэффективным.
Вообще, понимание новых идей партнера свойственно многим детям, главное – «не разучить» их неуместными замечаниями взрослых.
Четырнадцатилетний Мирко сказал восьмилетней Юле, что около подмосковных дач бродят настоящие бурые медведи. Девочка не поверила, но, на всякий случай, поздно вечером пошла проверять. На следующее утро Юля заявила, что Мирко ее не обманул, «маленького медвежонка в конце улицы» она действительно видела.
Ученые о творческих способностях
Помимо спонтанного развития творческих способностей, их можно и нужно развивать специально.
Многие ученые и педагоги считают, что развивать творческие способности ребенка надо как можно раньше – с первых лет жизни. Вот что писал по этому поводу известный отечественный педагог Б. Н. Никитин:
«…Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т. е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития.
Да и раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных. Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей? И как это делать?
Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется, ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово!
Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих разделов мозга шло успешно. Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высокоразвитыми музыкальными способностями?
А в семьях художников – изобразительными способностями, математиков – математическими и т. д.
А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей…
Третье, чрезвычайно важное, условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот “потолок” все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силам соперниками.
Парадоксально, но это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься – объяснить такому маленькому еще ничего нельзя!
В это время малыш больше, чем когда‑либо, вынужден заниматься творчеством, решать многие для него совершенно новые задачи самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).
Четвертое важное условие – ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким‑либо делом, в выборе способов работы и т. д.
Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.
Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – вот последнее, пятое немаловажное условие успешного развития творческих способностей.
Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку».
Итак, жизнь в современном меняющемся мире требует от современных людей гибкости мышления – умения быстро и успешно приспосабливаться к все новым и новым обстоятельствам.
Именно поэтому сегодня чрезвычайно важно расширять для детей диапазон новых ситуаций, новых знаний, новых способов действий.
Это будет как стимулировать познавательную активность ребенка, так и формировать творческие способности и способность к адаптации к ситуациям нового типа.
Н.А. Пастернак
Журнал для родителей «Виноград» №1 (57), 2014 г.
[ad_2]