[ad_1]
Как же научить ребёнка общительности? Тренировка социальных навыков.
— Ребенок не умеет знакомиться
Шестилетней Маринке очень нравится в школе, но во время игр она, как правило, остается одна. Мама обеспокоена тем, что дочь не упоминает имена школьных друзей и, похоже, просто наблюдает за играми, но не присоединяется к ним. При этом дома она с удовольствием играет с младшей сестрой.
После школы мама садится рядом с дочерью и начинает разговор.
Мама: Сегодня в школе у тебя было свободное время?
Маринка: Да, мы всю вторую половину дня делали что хотели.
Мама: Вам повезло, вы наверняка отлично повеселились. А чем ты занималась?
Мариша: Я немного раскрашивала, а потом играла с конструктором.
Мама: Здорово! У тебя отлично получаются постройки из конструктора. И с кем же ты строила домики?
Маринка: Ни с кем, сама.
Мама: Правда? А тебе, наверное, хотелось бы делать это с другими детьми?
Маринка: Да, но другие девочки уже начали строить свой домик.
Мама: Понимаю. Но ты ведь могла бы предложить им помощь и строить вместе с ними?
Маринка: Наверное, но для меня это сложно.
Мама: Ясно. Ты хотела бы играть с детками, но это сложно. Что именно сложно?
Марина: Не знаю, просто сложно, и все.
— Как понять, в чем проблема у необщительного ребенка
В разговоре мама Маринки пытается выяснить, в чем проблема: в самой игре с другими детьми или в том, чтобы присоединиться к ним? Если ваши дети одиноки, и никто не зовет их играть, всегда старайтесь найти причину. Ниже приведены варианты анализа ситуации.
1. Связана ли проблема с социальными навыками — умением эффективно общаться с другими детьми?
Социальные навыки (навыки общения) — это вербальные и невербальные действия и поведение, которым должны обучиться дети, чтобы успешно взаимодействовать и общаться с другими детьми в разных социальных ситуациях.
— Подумайте, есть ли у ребенка трудности:
* с инициированием и началом разговора с другими детьми (Может ли он начать разговор? Отвечать на реплики?);
* с присоединением к другим детям (Может ли он спросить разрешения присоединиться к игре? Как это происходит дома и в школе: одинаково или по-разному? Способен ли он включиться в игру, когда она уже началась?);
* с уверенностью в себе (Может ли он обратиться за помощью к другим детям или ко взрослым, когда ему трудно решить, как себя вести?).
2. Не состоит ли проблема в ситуативном факторе: ребенок обладает социальными навыками и в некоторых ситуациях демонстрирует их, но не может применять их в менее знакомой обстановке, например на уроке плавания или на игровой площадке? Использует ли он социальные навыки в других местах — скажем, в школе или на дне рождения лучшего друга?
3. Не кроется ли проблема в неуверенности при использовании социальных навыков в разных ситуациях с менее знакомыми детьми? Не кажется ли вам, что ребенок иногда неохотно присоединяется к другим? Нервничает ли он или стесняется подойти к другим детям, чтобы поиграть с ними? Расстраивают ли его конкретные социальные ситуации или события?
— Как помочь ребенку развить навыки общения
Перечисленные вопросы помогут найти источник проблемы. Обсудите это с другими членами семьи и определите исключения — например, случаи, когда проблема неочевидна. Так, мама Марины помогла дочери понять, что она умеет просить разрешения присоединиться к играм сестры. В этом случае социальный навык у девочки присутствует, но не хватает либо практики его применения в более неформальных ситуациях, либо уверенности в себе.
Другой способ узнать, что лежит в основе проблемы ребенка и когда она возникает, — беседа со школьным учителем или воспитателем.
Мама Маринки договорилась о встрече с классным руководителем, чтобы выяснить, насколько дочери комфортно в школе и есть ли у нее друзья. Учительница сказала, что девочке в школе нравится, одноклассники ее любят, однако заметила, что Маринка способна работать с групповыми заданиями на уроках, но, похоже, не участвует в общих играх.
На переменах она проводит много времени в одиночестве и ждет, пока другие придут поиграть с ней, но сама к детям не подходит и не просит разрешения присоединиться. По словам дежурных воспитателей, Марина всегда хорошо себя ведет.
Разговор с учителем может раскрыть родителям глаза на причины коммуникативных проблем их ребенка. В приведенном примере Мариша хорошо взаимодействует с одноклассниками в ходе структурированных групповых занятий на уроках, но в периоды, отведенные для свободной деятельности, чувствует себя неуверенно.
Как только источник проблемы будет определен, вы можете рассмотреть варианты поддержки вашего ребенка совместно с учителем. В целом действия будут зависеть от того, над чем ребенок сам хочет работать. Как это может происходить?
План развития навыков общения
С помощью шагов, описанных ниже, вы сможете помочь ребенку развивать социальные навыки.
1. Изучайте и объясняйте конкретный навык
Некоторым детям лучше сначала изучить разные аспекты какого-то социального навыка, прежде чем практиковать его. Такой подход подразумевает постановку цели — овладеть конкретным навыком (например, начинать разговор или присоединяться к сверстникам). Дети наблюдают, как этим навыком пользуются другие, и в результате обсуждения постепенно осознают, что именно делает и говорит человек.
Вы как родитель можете смоделировать ситуацию — например, показать, как присоединиться к беседе, начать общаться с другими родителями на игровой площадке или обсуждать какую-то тему в магазине. Ваше поведение станет наглядным примером применения данного социального навыка. Затем полезно обсудить ваши действия — например, спросить: «Что я сказала?», «Что я сделала?».
Помочь ребенку определить сам навык можно с помощью телевидения — допустим, при просмотре фильма задать вопросы: «Что она делает, чтобы завязать разговор?», «Куда направлен ее взгляд?».
2. Практикуйте навык и хвалите ребенка за его успешное применение
На следующем этапе предложите ребенку вместе отработать навык общения. Заниматься этим следует в спокойном месте, лучше всего дома.
Для начала можно использовать игрушки — например, разыгрывать сценки с фигурками или куклами. Потом можно поупражняться с вами, бабушкой или дедушкой, сестрой или братом в ролевой игре.
Важно, чтобы такие занятия увенчались успехом, тогда уверенность ребенка в себе и вера в то, что он сможет применить этот навык, повысятся.
Похвала тоже очень важна. Скажите ребенку, что он отлично справился с проблемой, и объясните, почему у него все вышло как надо: «Молодец! Ты попросил разрешения присоединиться к детям, задав вопрос и одновременно глядя на них. У тебя все получилось!».
3. Создавайте возможности для тренировки навыков общения и укрепляйте уверенность ребенка в своих силах
Как только ребенок привыкнет применять социальный навык в семье, вам стоит вместе подумать, где и как использовать его дальше. Неплохие варианты — пригласить в гости живущего по соседству ровесника или попрактиковаться с кем-то на прогулке в парке. Пусть ваш ребенок сам выберет подходящее место для тренировок. Важно, чтобы вы были рядом, поддержали и похвалили ребенка.
4. Обдумайте, в каких ситуациях можно практиковать социальные навыки в школе
Последние шаги — использование отработанных навыков в новых, незнакомых обстоятельствах. Например, предложите ребенку первым поздороваться с одноклассниками, когда он утром придет в школу, и затем похвалите. Уместно пообщаться с другими родителями и заручиться их поддержкой — например, в организации игр в гостях друг у друга, во время встреч в парке или после школы.
Стоит также обсудить с учителями, смогут ли они помочь ребенку в отработке социальных навыков, например, на перемене или на игровой площадке. Эффективна система дружеских пар, когда ребенок выбирает друга, вдвоем с которым вступает в игру с другими детьми.
Можно совместно с ребенком составить список разных социальных мероприятий и перечислить в нем цели, которых хочет достичь ребенок, — например, научиться присоединяться к игре других детей в парке или предлагать однокласснику вместе строить замок в песочнице на школьном дворе. Начинайте с малого, чтобы укрепить уверенность и компетентность ребенка, и только потом пробуйте применять социальные навыки в незнакомых ситуациях.
Ребенка следует привлекать не только к планированию своего поведения, но и к его оценке. Можете, например, заметить: «Мне очень понравилось, как ты разговаривал с Беном и просил у него разрешения участвовать в игре». А затем поинтересуйтесь, что именно, по мнению ребенка, у него хорошо получилось и почему.
[ad_2]