[ad_1]
Оценка: 9 из 10
Премьера фантастического фильма «Контакты» состоялась на первом фестивале актуального российского кино «Маяк» 7 октября 2023 года. Режиссёр: Дмитрий Моисеев. В ролях: Ирина Саликова, Сергей Гилев, Алексей Ярмилко, Валентин Самохин и другие.
Есть такое свойство у маяка – подсвечивать заблудшим душам путь. На кинофестивале «Маяк» эту метафору для фильмов не использовал только ленивый, но что, если в таком бесцельном блуждании, отчаянно нуждающемся в направляющем луче света, находится не конкретные фильмы, а целый жанр? Что вообще происходит с фантастикой в отечественном кино? Если кратко: всё очень плачевно. Большие бюджеты выделяются лишь Бондарчуку, а на различные комедии про роботизированных Егоров Кридов без стыда не взглянешь. Небольшим исключением можно назвать только прошлогоднюю «Миру», но и то с натяжкой. Фантастический жанр в России нуждается в новых авторах, свежих видениях и оригинальных концептах. Где их искать? Конечно же, на фестивалях!
Просьба направить все медийные прожекторы на Дмитрия Моисеева, чей дебютный фильм «Контакты» — это тот самый глоток свежего воздуха в отечественной фантастике и триумф авторского видения. Современная Россия. Пришельцы уже давно живут среди нас. Они прилетели на Землю ещё в 1980-х – возможно, даже во время Олимпиады – и в народе их окрестили просто «Виталиками». Но учёные до сих пор не выяснили ни их намерений, ни свойств выделяемого этими существами вещества – «прака». После долгих клинических исследований они сделали вывод, что от «прака» нет никакой пользы, впрочем, как и вреда. Но на всякий случай «Виталиков» изолировали от их кораблей, ибо только рядом с ними они могут выделять «прак».
Главная героиня фильма – медсестра Нина (Ирина Саликова), ухаживающая за больным отцом. Она верит, что с помощью «прака» сможет вылечить папу, поэтому выходит на контакт с одним из местных «Виталиков». Но близкое знакомство с E.T. оборачивается для Нины неожиданным приключением, одновременно напоминающим «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую и «Первые контакты третьей степени» Спилберга, с осознанием истинной причины визита пришельцев.
Упоминание румынской новой волны в фильме напрашивается как один из художественных ориентиров, впрочем, наверняка вдохновением для Моисеева послужили и столпы отечественного авторского кино. В «Контактах» есть своя философия и метафизика – картина гуманистического декаданса, схожая со «Сталкером» Тарковского. Аналоговый фантастический мир в фильме — осязаемый и грязный, наполненный галереей бубнящих персонажей, словно вышедших из работ Алексея Германа: отщепенцы, маргиналы, бандиты, умалишённые и всякие мутные типы вроде парня Нины, носящего тёмные очки в квартире и закуривающего от электрошокера (Сергей Гилёв). Но фильмы Тарковского и Германа в качестве референсов не продадут фильм Дмитрия Моисеева широкой публике, поэтому «Контакты» можно смело окрестить нашим «Районом №9», ведь это тоже малобюджетная, но безумно изобретательная фантастика.
Кроме того, при всей визуальной мрачности антиутопии Моисеева, его дебют, как и у Нила Бломпкампа, — это кино ироничное и местами жутко смешное. Диалоги не лишены абсурда («Мы с тобой в России, понимаешь? Ну, в смысле, не во вселенной»), некоторые герои откровенно комичны. А мозаика из ловко вмонтированных в фильм псевдонаучных телепередач, показаний очевидцев с улицы, интервью с лидерами мнений и пережившими контакт с пришельцами россиянами, очень живо расширяют мифологию «Контактов».
Мир фильма по-своему уникальный, но при этом похожий на привычный нам, как две капли воды. Периодически на экране появляются тематические вставки. Там объясняются некоторые вошедшие в употребление с появлением пришельцев слова, например, «маклауды», «биопаги» и тот же «плак». Настоящий «Кин-дза-дза» сегодняшнего дня! Не менее продуманным вышло и само иноземное существо: его дизайн, жуткий, но реалистичный, словно бы навеян кошмарами Гильермо дель Торо или Клайва Баркера.
«Контакты» убедительно стирают грань между невероятным и обыденным. Пришельцы как данность, утилитаризм как логичный исход развития человечества. Мир, в котором Чужого избили бы ещё где-то в Чертаново, а инвентарь Хищника пустили б на рязанском рынке по цене финской стали. Земля в шаге от тотального коллапса, но Моисеев не спешит выносить приговор. У людей ещё есть время наладить контакт. Пока хотя бы между собой.
Вадим Богданов, Геленджик, InterMedia
[ad_2]