[ad_1]
Оценка: 8 из 10
Премьера фильма «Год рождения» состоялась в рамках фестиваля актуального российского кино «Маяк», в прокат лента выходит 9 ноября 2023 года. Режиссёр: Михаил Местецкий. В ролях: Эльдар Калимулин, Анастасия Талызина, Юра Борисов, Олег Васильков, Роман Евдокимов и другие.
Актуальность. Это слово неспроста вынесено в заголовок нового фестиваля российского кино «Маяк», который стартовал 5-го октября в Геленджике фильмом с символичным названием «Год рождения». Современное отечественное кино часто упрекают в конформизме и неспособности ухватиться за живое, хотя сейчас особенно важно трогать сердца и волновать души. Первый за 9 лет фильм Михаила Местецкого («Тряпичный союз») с этим как раз справляется на отлично. Это безумная, неординарная и полная неуёмной панковской энергии история взросления одного сибирского мечтателя, чьё инфантильное, так скажем, визионерство упёрлось во взрослую жизнь и реалии сегодняшней России.
Перебравшийся из Новосибирска в ещё более хмурый и холодный Металлогорск молодой парень по имени Филипп (Эльдар Калимулин) – большой фанат культовой в своих кругах панк-группы «Яичный свет». В девяностых она поставила на уши весь сибирский андеграунд, когда её лидер Сопля (Юра Борисов) прямо во время выступления отпилил себе голову бензопилой. Благо, что у барабанщика под рукой оказался клей и портвейн: в итоге голову приклеили обратно, пойлом смочили Сопле горло, и тот – как новенький. Об этих и других невероятных чудесах, произошедших с лидером «Яичного света», Филипп рассказывает в своём подкасте прямо из дома, оборудованного под маленький, но бережный музей любимой группы.
В планах Филиппа – провести масштабный многотысячный рок-фестиваль в Металлогорске, воспевающий творчество «Яичного света». Об этом он с упоением рассказывает Марине (Анастасия Талызина), случайно оказавшейся в квартире Филиппа продавщице диванов, в которую он тут же влюбился. Их любовь вспыхнула так ярко, что позавидовали бы Сид и Нэнси. Отрезвляющим щелчком становится скорая беременность Марины – ровно тут и появляется титр с названием фильма. Теперь Филиппу некогда мечтать, нужно думать о будущем: ремонт в квартире, новая мебель, коляска для ребёнка… стойте, а как же музыкальный фестиваль, как же амбиции, как же «Яичный свет»?
«Год рождения» — это панк-фантазия, исполненная в стиле магического реализма. Одержимость Филиппа вскоре материализуется в искажение действительности вокруг него – практически как в «Бёрдмэне» Иньярриту, но только без невидимых склеек между сценами. Чем сильнее проявляется конфликт его творческих амбиций с достижением семейного счастья, тем радикальнее деформируется реальность. Местецкий для иллюстрации помутнённого рассудка своего героя избирает самые разные художественные приёмы, иногда напоминающие абсурдизм «Петровых в гриппе», а порой и вовсе авангардность фильмов Гая Мэддина. Другими словами, «Год рождения» умеет удивлять: необычные монтажные переходы, динамичная режиссура и свой музыкальный ритм делают картину Михаила Местецкого настоящим «уандер-элементом» российского кино.
В мифологии фильма «уандер-элемент» — это такое причудливое устройство, напоминающее по форме телефонную трубку, которое изобрёл Сопля, чтобы считывать музыку с любых предметов и людей. Вообще, все эпизоды с Соплёй, показанные в лоу-фай эстетике эпохи VHS, — чистое кинематографическое золото. Конечно, Юра Борисов снова крадёт фильм – ему для этого хватает и пяти минут экранного времени. А его горланистое исполнение нетленного «Алло, Марина» хоть сейчас ставь в один ряд главных кино-шлягеров года вместе с «I’m Just Ken» Гослинга. При этом радуют и его коллеги по «Эпидемии» и «Кентавру» — особенно Калимулин, для которого роль Филиппа знаменует новую карьерную веху в большом полнометражном кино.
Несмотря на визуальное пиршество и обилие развесёлых трэш-эпизодов, «Год рождения» всё же придерживается вполне печальной интонации. В конце концов, это история ментального расстройства человека, который в погоне за мечтой перестал замечать землю под ногами. Творческим людям легко разглядеть знакомые черты в Филиппе (Местецкий, по сути, и списывал его с себя, когда сам готовился стать отцом) – именно тот момент, когда нездоровый интерес превращается в фиксацию, а затем и в помутнение. Да и кинокритики могут запросто увидеть в герое самих себя: мы вечно что-то смотрим, пишем, едем на фестивали, кажется, вот-вот уйдём в этот сказочный мир насовсем, если рядом не окажется близкого человека, чья нежная рука вернёт нас обратно в реальность.
Посему «Год рождения» перестанет быть актуальным только тогда, когда на планете переведутся все мечтатели и не останется художников с головою на плечах.
Вадим Богданов, Геленджик, InterMedia
[ad_2]