[ad_1]
Шестилетний
Ильхам гостит в деревне у дедушки-бабая
Расима и бабушки Суфии, ожидая
возвращения родителей. У тех отпуск
безбожно затягивается; чтобы отвлечь
внука, Расим делает все, что может –
скупает все мороженое и газировку в
магазине, устраивает дискотеку, наряжается
в супергероев. Суфия тем временем мрачно молчит: ее тяготит необходимость
рано или поздно сообщить Ильхаму страшную
весть – его родители погибли в
авиакатастрофе. Раз за разом выдумывая
новые причины отлынить от этого, все
трое заводят увлекательную игру «бери
да помни»: тот, кто возьмет из рук другого
предмет и забудет сказать «помню!»,
должен исполнить желание первого.
Постепенно в эту забаву втягивается
вся деревня.
«Бери да помни»
Фото: Кадр из фильма
«Бери
да помни», показанный в дебютные дни в
дебютной для фестиваля «Короче» программе
полнометражных дебютов (тавтология
намеренная!), расположил к себе зрителей
Калининграда сразу и безоговорочно.
Почти семейная комедия, которая, на
самом деле, скрывает в себе мрачную
трагедию жизни, снята и разыграна
настолько блистательно, что в Голливуде
бы за такое режиссеру Байбулату Батуллину
уже предложили бы денег на какой-нибудь
условный спин-офф «Бэтмена» или другой
киношный starter pack для большой карьеры.
Важно, что «Бери да помни» снят на
татарском языке, но для проката дублирован
на русский – и это все, что нужно знать
о состоянии нынешней российской
киноиндустрии.
«Бери да помни»
Фото: Кадр из фильма
Между
тем татарское кино существует уже
довольно давно – взять хотя бы популярные
в республике картины «Бибинур» и «Кире».
Это важно, ведь «Бери да помни» – часть
запроса на развитие культур народностей,
проживающих в России: уже в тренде Якутия
и Бурятия, теперь вот Татарстан прорывается
на первый план (можно вспомнить и недавний
«Микулай»).
И
будет прекрасно, если у вас получится
посмотреть фильм в оригинале (каким-либо
образом). Слушать, как переругиваются
между собой Роза Хайруллина и Рабит
Батулла (отец режиссера, знаменитый в
республике писатель, дебютировавший
на экране) на татарча – одно удовольствие.
«Бери да помни»
Фото: Кадр из фильма
Но,
помимо заявления национального колорита
(уже важная цель), это еще и очень
человечная история о проживании горя
и умении с ним справиться. И одновременно
– очень добрая и смешная (порой это
взаимоисключающие вещи в нашем кино)
ситуационная комедия, поставленная с
настоящим мастерством.
Батуллин
уже ранее доказал свое умение говорить
смешно о серьезном в короткометражке
«Показалось» про учителя, случайно
заметившего в своем дворе гигантскую
каменную задницу прямо перед конкурсом
на звание лучшего города. Здесь ситуация
обратная: все стараются в упор не замечать
то, что не замечать невозможно, и от
этого смешно, хотя порой и грустно. Но
все-таки в первую очередь смешно. И даже
если и грустно, то по-доброму. Очень
ценное качество для кино.
[ad_2]