[ad_1]
Режиссер Андрей Смирнов стал гостем нового выпуска программы «Вы держитесь!», представленной на канале RTVI 26 июня 2023 года. Он рассказал о том, зачем Анатолий Чубайс позвал российских ученых в Тель-Авив, сколько стоил фильм «За нас с вами», как относится к критике картины и почему считает уровень российских зрителей низким.
— Я как-то набрал название картины в интернете «За нас с вами» и поставил отзывы, — рассказал режиссер. — И был совершенно потрясен, потому что это такой поток злобы, грязи, доносов на меня. Значит, они пишут про фильм, что это жидовский заказ, а сам я жид у них. Там есть требование: когда же наконец вернется государственная цензура, чтобы таким пошлякам как Смирнов не давать делать то, что они делают. Значит, утверждают, что эта картина русофобская. Вообще слово «русофоб» повторяется довольно часто, что евреи изображены с симпатией, а русских унижают, что, конечно, абсолютный бред сивой кобылы. Это люди, которые просто не умеют смотреть кино, думаю, просто бездарные люди. Поэтому они так сражаются, если пишут, что героиня ничего особенного, некрасивая и т.д. А Юлия Снигирь, с моей точки зрения, одна из самых ярких красавиц мирового кинематографа и мало кто из актрис американских или французских могут соперничать с ней в смысле красоты, да и в смысле таланта тоже. Значит, требование там в этом потоке выслать меня из страны и т.д. В общем, открыв рот, я читал это часа 2, наверное, сайтов 5. Ну, на 40 возмущенных и негативных отзывов приходилась парочка восторженных. Ну, я закрыл, жена меня спросила: «Ну и что ты из этого, какой вывод ты извлекаешь?». Я сказал: «Картина удалась, потому что послание дошло до адресата».
Говоря о бюджете фильма, он отметил, что картина стоила порядка 70 миллионов.
— Если бы он вышел на экраны, я думаю, у него были бы все шансы окупиться, — считает режиссер. — При ситуации, когда он идет на трех платформах — я не знаю. Не было предложений со стороны прокатчиков. Уже сейчас прошло 2 недели, как фильм был выпущен на 3 платформах и уже количество зрителей перевалило за 300 тысяч. Так что, я думаю, что не знаю, окупится он или нет, сомневаюсь в этом, но, по крайней мере, интерес к нему остается очень большой.
Андрей Смирнов заявил, что бросил кинорежиссуру из-за цензуры, которой подвергся фильм «Верой и правдой».
— Я бросил кинорежиссуру из-за цензуры после фильма «Верой и правдой». В 79-м году он был выпущен или в 80-м, но он очень пострадал от цензуры, — рассказал он. — Картина «Верой и правдой» вообще была остановлена на середине производства, и мне было сказано директором Мосфильма: «Ты думаешь, что ты истратил миллион и мы дадим второй миллион истратить? Нет. Пока ты не переделаешь то, что ты снял, дальше ты снимать не будешь». Дело в том, что намечалась картина, где было много смешных сцен и стиль картины был гротеск, конечно. Там играли замечательные артисты, там была сцена Сережи Шакурова с Евгением Павловичем Леоновым, от которой можно было подохнуть со смеху. Выяснилось, что рассказывать о советской жизни в стиле гротеск невозможно. Это категорически запрещается.
Режиссер рассказал также об актере Александре Кузнецове, сыгравшем в фильме «За нас с вами».
— Я считаю, выбор Кузнецова на эту роль большой удачей, это очень талантливый артист и мне кажется, что в нашей картине он сработал очень удачно, — считает Андрей Смирнов. — Он заявлял свою позицию, но прямого высказывания против войны не было. Он надеется ещё здесь сниматься, притом, что он работает там, но естественно российский рынок его интересует. Нет, вы преувеличиваете. А на постере его нет, потому что постер своеобразный, мне кажется, очень талантливо сделан. Там эта семья, это главный у нас сидит под абажуром и там это воспроизводит, ту атмосферу уютную в этой комнате, в коммуналке. Нет, никаких спец.соображений не было.
Смирнов признался, что жалеет о 30-летнем перерыве в карьере режиссера.
— Я 30 лет практически не работал в кино. За это время, это был самый что ли пик молодости, зрелости и я бы мог сделать за 30 лет хотя бы штук 5 картин достойных, — сказал он. — Это, конечно, досадно, но так сложилось. С другой стороны, я не мог не уйти в это время из кино. Зато я освоил другую профессию, профессию писателя, драматурга и как-то мне это помогло. Были удачи, были неудачи, но Богу я благодарен, прежде всего, за свою семью, любимая жена, с которой через 2 года у нас будет золотая свадьба, будет 50 лет, как мы живем вместе.
В интервью он также рассказал, что думает о доносчиках и новых законопроектах.
— В смысле доносов сегодняшняя Россия не отстает от тех времен, — заявил Андрей Смирнов. — Доносы пишут друг на друга, потому что сталинизм сидит в крови у нации, он до конца не изжит, не разоблачен, не сделано все то, что необходимо было сделать там: опубликовать архивы КГБ, создать независимый суд — это все не было сделано во времена перестройки и последующие. И поэтому, когда вы говорите, что элита себе это позволяла — это неправда. Интеллектуальная элита все-таки вела себя достаточно чисто, а люди вроде Мандельштама, Эренбурга, фамилий можно найти много, писатели не писали друг на друга доносы, боялись, конечно, репрессий. Многих эти репрессии задели. Но были люди с чистой совестью, конечно. Они были не только среди писателей, среди высшей интеллигенции, но они были и среди народа. Я не представляю себе, чтобы сегодня возродилась полностью сталинская система. Мне кажется это неверным и надеюсь, что все-таки даже если так называемые патриоты сегодня… Слово «патриот» стало в России сегодня практически ругательным, потому что подразумевает человека, у которого две извилины в мозгах. В общем, они ведут себя именно так, как будто у них не больше двух извилин. Но все-таки до массового террора, я надеюсь, дело не дойдет.
Зашел разговор и о цензуре в СССР.
— По моим понятиям, цензура — вещь для искусства чрезвычайно вредная, — считает Андрей Смирнов. — За десятки лет я работал в этих условиях, и я не помню случая, чтобы замечания одного из цензоров с просьбой переснять сцену или убрать из нее реплику или переделать этот кусок…так вот, чтобы замечание цензора клонилось к улучшению сцены — такого случая не было в моей практике. Только вред цензура наносила искусству и ничего кроме вреда, делая искусство более плоским, более банальным, усиливая там идеологические моменты. Настоящее хорошее кино цензуре порой не удавалось испортить. Иногда удавалось, а иногда нет. Поэтому некоторые их этих фильмов сегодня считаются классикой.
Сам он, будучи советским чиновником, требовал отменить цензуру.
— Я был чиновником в горбачевские времена, исполнял обязанности первого секретаря союза кинематографистов СССР. Это тогда был пост по масштабу вроде министерского. Избрали на 5 съезде Элема Климова в качестве председателя, но он через год попросил меня занять его пост. Вот три года я был чиновником. И в эту пору мы первые, Союз кинематографистов СССР, на одном из своих пленумов в открытую потребовал отмены государственной цензуры, — рассказал Смирнов.
[ad_2]