[ad_1]
15 июня в российский прокат вышла испанская комедия «В ожидании Дали» со звездой фильма «Платформа» Иваном Массаге. Рассказываем, каким получился фильм и чем он отличается от совсем недавнего коллеги «Быть Сальвадором Дали».
О чем?
Испания, 1974 год. Фернандо (Иван Массаге), су-шеф в первоклассном ресторане, изрядно заскучал. Он обожает высокую кухню, обладает тонким вкусом и незаурядным стилем, но готовить по столетним рецептам ему осточертело. Он жаждет новизны, хочет творить! Да вот только его экстравагантные идеи сложно реализовать, работая в классическом ресторане. Поэтому когда его младший брат Альберто (Поль Лопес) бежит от полиции в городок Кадакес, Фернандо бросает работу и отправляется вместе с ним. Кадакес — живописное место, но главная его гордость — Сальвадор Дали. Именно тут осел великий сюрреалист вместе со своей Галой. Все горожане гордятся таким соседством, а туристы со всего света едут сюда в надежде увидеть художника. Город буквально пронизан Дали. И ресторан, в который устраиваются Фернандо с братом, тоже. Местечко называется El Surreal, и его владелец одержим лишь одной идеей — заманить художника к себе на ужин. Это отличный повод для Фернандо попробовать воплотить свои кулинарные фантазии в жизнь.
Дали много не бывает
За последний месяц это уже не первый фильм на большом экране об испанском живописце. В мае этого года в кинотеатрах вышел «Быть Сальвадором Дали», драма от режиссера «Американского психопата» Мэри Хэррон. Это история серьезная, отчасти мрачная и печальная. Дали переживает сложности в отношениях с непредсказуемой Галой, пока его ассистент всеми правдами и неправдами пытается заставить художника закончить работу к Нью-Йоркской выставке.
«В ожидании Дали» — совершенно другая история. Она наполнена жарким испанским солнцем, брызгами лазурной воды, опьяняющим ароматом поджаренных на огне креветок и моллюсков. Это легкий и совершенно летний фильм. В нем ни драмы, ни страданий, ни печали. Он пронизан игривостью и сумасбродством.
Режиссер фильма — Давид Пужоль — признанный знаток и поклонник Дали. Это его третий фильм, связанный с усатым хулиганом. Первые две картины были документальными, это «Последний шедевр Дали» и «Сальвадор Дали: В поисках бессмертия». Оба оказались обласканы критиками и зрителями и были отмечены призами на международных кинофестивалях. Закончить трилогию Пужоль решил весьма неожиданно — отказавшись от привычного дока, он пошел путем комедии.
Надо отдать режиссеру должное, подход он выбрал оригинальный — Дали так и не окажется в кадре. Лишь тень, силуэт, спина или затылок. Гениально! Пужоль умудрился передать настроение, энергетику и озорство художника через всех остальных: одержимый и причудливый ресторатор; нахальный, но добродушный таксист; талантливый повар-мечтатель; дерзкий борец за свободу и любовь; ветреная влюбленная девушка; начальник полиции, над которым властвует жена; безумный хулиган, который хочет выкрасить весь город в синий! Все эти персонажи — разноцветные мазки на огромном сюрреалистичном портрете Дали. Он — все и никто, Он — повсюду и нигде, Он — ушел, но остался навсегда.
Пужоль избрал возможно единственно верный способ рассказать о герое, не привлекая внимания к актеру, который его играл (в титрах, кстати, указан Галь Солер). Ведь каждый раз, когда речь идет о роли кого-то великого — это вызов для исполнителя. Сыграть Иисуса или Анну Каренину, Анну Болейн или Владимира Высоцкого — это всегда сложная задача, ведь необходимо подсветить героя, а не артиста. «Он — его точная копия!» или «Нет, он ведь совсем не похож!» — вот о чем будут думать зрители. Но Сальвадор Дали обожал внимание, он купался в нем. Пужоль знает это как никто другой, поэтому решил дать возможность художнику не делить зрительское внимание с исполнителем роли. Изобретательно!
При чем же тут еда?
Есть еще одна любопытная деталь о художнике, которую знают не все, и Пужоль (не перехвалить бы!) ее ловко использует. Если попробовать взглянуть на фильм со стороны, то возникает вопрос — а причем тут вообще еда? Если это кино — дань уважения гению Дали, то при чем тут какой-то шеф-повар Фернандо?
Когда Дали был маленьким, он мечтал стать шеф-поваром. Да, судьба распорядилась иначе (к нашему счастью!), и все же частично художнику удалось исполнить свою мечту. В 1973 году он написал собственную поваренную книгу. Скажем сразу, рецепты там не из простых, но вот Фернандо бы понял и оценил.
«В ожидании Дали» — это признание в любви испанскому художнику. Это его портрет, бережно собранный из сотен крошечных деталей, из множества ярких персонажей, из незамысловатых шуток и сломанных манекенов. Если вы ждете от фильма набора фактов о жизни Дали, то это мимо. Но если вы хотите погреться на солнышке и прочувствовать настроение художника, то это стопроцентное попадание. Однако будьте осторожны — у вас могут потечь слюнки!
[ad_2]