[ad_1]
31 мая в Москве открывается IV биеннале уличного искусства «Артмоссфера», которая продлится до 31 июля. Spltnk изучил программу и рассказывает, что обязательно надо посмотреть.
Тема этого года звучит как «Община: партнерство — коллективность — утопия». По замыслу организаторов, именно общность важна для налаживания жизни в новых условиях. Что это такое — размышляют художники из России, Аргентины, Грузии, Сербии и других стран. Среди проектов — граффити, муралы, инсталляции, видеоарт, деревянные и вязаные арт-объекты и даже объекты с дополненной реальностью.
Увидеть проекты можно будет не только на «Винзаводе»: в этом году биеннале впервые «выходит в город» — к центральному выставочному пространству добавятся и другие локации в Москве.
DOMA Collective (Аргентина), Timeless
«Винзавод»
DOMA Collective — творческое объединение художников, дизайнеров и кинематографистов, заявившее о себе в Буэнос-Айресе еще в конце 1990-х. В Москву коллектив привез экспериментальный проект Timeless («Вне времени»), объединивший искусство и науку. В пирамидальную конструкцию входит устройство, выдувающее огромные мыльные пузыри, которые затем лопаются. Это зрелище, по замыслу авторов, должно заставить задуматься о скоротечности человеческой жизни и мимолетности таких понятий, как успех, власть, богатство.
Александр Гущин (Россия), «Утопи»Я»
«Винзавод»
Интерактивная инсталляция представляет собой небольшой бассейн, куда погружена буква «Я». Через игру слов художник выражает следующую идею: сколько бы мы ни старались «утопить» свое «я», оно неизменно будет всплывать на поверхность. Но если полностью отказаться от своего эго практически невозможно (отсюда и «утопия»), то хотя бы на время — вполне реально.
IHAR (Игорь Николаенко, Белоруссия), «Я желаю всем счастья»
«Винзавод»
«Я желаю всем счастья» — так звучит одна из самых известных мантр на санскрите. В наше время практика пожелания счастья тем, кто нас окружает, обретает особое значение, а потому надпись помогает ощутить надежду на будущее.
Фраза, сложенная из деревянных букв, с помощью которых обычно учатся читать дети, выглядит посланием от ребенка, а алфавит здесь выступает символом начала познания мира.
Артем Стефанов (Россия), «Настоящая совершенная рекурсия»
«Винзавод»
Уличный художник, графический дизайнер, муралист из Москвы Артем Стефанов предлагает отойти от основной темы биеннале и осмыслить происходящие с нами сейчас события. Его работа на фасаде здания «Винзавода» напоминает зеркальный лабиринт, в котором реальность выглядит размытой. Так автор визуализирует идею о том, что прошлое расплывается в нашей памяти, со временем становясь иллюзорным.
Евгения Белякова (Россия), «Большой секрет»
«Винзавод»
Арт-объект отсылает к детской игре в «секрет»: в ямку закапывали «сокровища» в виде цветов или красивых камешков, а сверху клали стеклышко, чтобы клад был виден, если его раскопать. Такие «секретики» показывались только тем, кому доверяешь, так что в каком-то смысле они выступали символом сплоченности. Инсталляция Евгении Беляковой — закопанный в землю прозрачный короб с подсветкой и арт-объектом — увеличенная копия такого детского «секретика».
Андрей Шкарин-Ханов и Мария Ефимова (Россия), #1
«Винзавод»
Серия объектов дополненной реальности, которые можно увидеть, наведя камеру смартфона на QR-код в центре инсталляции. Объекты напоминают одновременно и пышные кружевные воротники, и забрало рыцарского шлема: одно призвано украшать, другое — защищать, но оба предмета сковывают движения.
Авторы предлагают задуматься о культурных рамках и наследии, которые со временем начинают ограничивать человека. В попытках защитить себя люди возводят конструкции, из которых быстро вырастают, и то, что когда-то помогло человечеству выжить как виду, в итоге начинает тормозить его развитие.
Григорий Орехов (Россия), проект «Музей»
«Винзавод»
Инсталляция скульптора Григория Орехова — интерпретация на тему первобытного «дома» из тех времен, когда люди жили в общинах. Вместо пещеры — контейнер, внутрь которого можно зайти, а вместо наскальной живописи — белые стены, на которых каждый зритель с помощью специального инструмента может оставить свое послание. В итоге в финале выставки коллективное творчество станет отражением духа времени.
Дмитрий Венков (Россия), «Ничего не происходит»
«Винзавод»
15-минутный видеоарт с кадрами ночного Стамбула. Видео сопровождается лирикой поэта и писателя Андрея Монастырского, важной фигурой московского концептуализма.
Катика (Россия), «Любовь и пиксели»
«Винзавод»
Катика прославилась, создавая работы из пряжи: в частности, ей принесли известность вязаные портреты мировых знаменитостей, от Чарли Чаплина до Бейонсе. Персональные выставки художницы за последнее десятилетие прошли в разных городах России, в Японии и США. На «Винзаводе» она представит «проект-исследование о любви и цензуре», посвященный заботе о себе и феминизму.
ZOIKA (Россия), «Что происходит?»
«Винзавод»
Арт-объект о современных медиа «Что происходит?» символизирует постоянное воздействие массмедиа на человека. Художница работает с текстом, превращает газетные заголовки в орнамент, несущий в себе новые смыслы. При этом Зойка, получившая от журналистов звание «петербургской Баския», не владеет традиционными техниками чтения и письма. Она участница арт-группы «Новые городские художники», объединившей воспитанников психоневрологических интернатов.
Анастасия Литвинова (Россия), «Дом-призрак»
«Винзавод»
Анастасия Литвинова работает с темами личной и коллективной памяти, ностальгией, проблематикой мест памяти и восприятием эстетики урбанизма. Мурал «Дом-призрак» напоминает о «заброшках» как о любимом месте детских игр: такие дома было интересно «достраивать» в своем воображении. После сноса дома его очертания иногда можно увидеть на смежной стене — в английском этот эффект называется ghost buildings, «дом-призрак». Эти призрачные следы будто рассказывают секреты быта бывших обитателей здания, и силой воображения можно «оживить» их истории.
Красил Макар (Россия), «Крапива»
Центр дизайна Artplay
Скульптура из металла из стали, посвященная бережному взаимодействию и диалогу с природой. Красил Макар — современный уральский художник, который сохраняет анонимность, почти не рассказывает о себе, ограничиваясь легендой о том, что «родился в 1889 году в селе Нижняя Синячиха, а в 2017-м переехал в Екатеринбург». Художник не только представляет свои работы на выставках, но и выносит их на городские улицы, создавая концептуальные арт-объекты. Крапива — растение привычно «дискомфортное», однако автор лишил его любых враждебных качеств, превратив скульптуру в пацифистское высказывание.
Алексей Лука, «Беспредметный разговор»
Центр дизайна Artplay
Московский художник Алексей Лука создает абстрактные геометрические работы, которые можно увидеть как в нишах стен городских домов, так и в галереях. Его мурал «Беспредметный разговор» изображает спор двух людей, пытающихся найти точки соприкосновения. Локация — большое здание «Почты России» в Мрузовском переулке.
Арис Онер (Германия), «Взаимность»
Мрузовский переулок
«Взаимность — это, наверное, самое лучшее, что может произойти с человеком», — написал Антон Чехов. Художник Арис Онер взял эту цитату за основу своей работы на тему партнерства и взаимодействия. Каллиграфическая композиция будет размещена в маленьком здании «Почты России» в Мрузовском переулке. Комбинация букв и правил верстки из различных систем письма и эпох демонстрирует взаимосвязь между культурами и традициями, а их единство символизирует важность сотрудничества.
Gaya Sofo (Грузия), Red Mobile
Мрузовский переулок
Художница Gaya Sofo представляет кинетическую скульптуру, которую можно будет увидеть над КПП Мрузовского переулка. Алые окружности иллюстрируют то, как от каждой детали зависит устойчивость и целостность всей конструкции. Здесь подчеркнуты ценность, сила и ответственность каждой отдельно взятой единицы для общего баланса. В движение мобиль приводит сама природа: ветер оживляет скульптуру и меняет ее силуэт.
Аут-группа «Муха», «Стол переговоров»
Сыромятнический гидроузел, сквер
Аут-группа «Муха» из Самары создает так называемые «социальные инсталляции», которые побуждают зрителей взаимодействовать друг с другом. В инсталляции, представленной на биеннале, эта идея выражена буквально. Арт-объект «Стол переговоров» — это стол в прямом смысле слова, за который можно сесть, чтобы «вступить в диалог» с искусством или с другим человеком. По периметру стола нанесена ссылка на открытый телеграм-канал, где любой может оставить собственное послание обществу.
Иван Волков (Россия), Sunshine dog
Сыромятнический гидроузел
В сквере у Сыромятнического гидроузла можно будет также увидеть арт-объект Sunshine dog Ивана Волкова — 2,5-метровую скульптуру собаки. Идея, которую транслирует автор, — взаимосвязь между человеком и природой. Собака в очках вступает в своеобразный диалог со зрителем и становится таким же полноправным участником повседневной жизни, как и он сам.
Александра Кузнецова (Россия), «Обводя взглядом»
Набережная Яузы
На набережной Яузы художница Александра Кузнецова покажет серию арт-объектов «Обводя взглядом», напоминающих строительные ограждения. Через них прохожим предлагается взглянуть на Сыромятнический гидроузел, в частности, на искусственный остров, входящий в состав его технических сооружений. Объекты, сквозь которые и с помощью которых предлагается смотреть, одновременно и закрывают обзор, и направляют внимание зрителей в нужном направлении с помощью специальных окошек.
Перформансы
Алена Троицкая и Ксения Шарапова, Odysseys
25 июня в рамках перформанса Odysseys художницы Алена Троицкая и Ксения Шарапова соберут ридинг-группу. Ее участники будут читать на девяти языках поэму Гомера «Одиссея», перемещаясь по заданному маршруту. «Одиссею» выбрали потому, что с ее помощью авторы проекта задумали воплотить утопическую идею объединения людей силами искусства.
Елена Холодова, Sharing space / «разделяя место»
10 и 17 июня Елена Холодова проведет перформанс-практику sharing space / «разделяя место» — ритуал разделения чувств с другими людьми, поучаствовать в котором смогут все желающие. Художница поясняет, что практика подразумевает «создание общего места силы — через движение, бережную коммуникацию, наблюдение, внимание к среде снаружи и внутри».
Любовь Винк, «Я тебя знаю»
Аудиогид по биеннале, собранный из комментариев художников — участников проекта. Художница Любовь Винк составила «аудиопроменад» из интервью с участниками: каждый автор «подводит» зрителя к своей работе, параллельно рассказывая о ней и о себе.
«Озерки», «фотопрятки»
С 9 по 13 июня петербургское объединение «Озерки» проведет сеансы «фотопряток»: каждый сможет сыграть роль искателя и беглеца. Все будет происходить в сквере, где легко спрятаться среди деревьев. «Ловить» нужно будет на фотокамеру. Правила просты: ловец должен сделать фото лиц беглецов, им же нужно постараться этого избежать. «Пойманный» камерой беглец в следующем раунде становится ловцом.
[ad_2]