[ad_1]
Оценка: 9 из 10.
Цифровой релиз документального фильма Джузеппе Торнаторе «Эннио. Маэстро» (2021, Ennio) состоялся в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск».
Работу Торнаторе можно назвать эталоном документалки про музыканта/композитора. Фильм идёт более двух с половиной часов, но пролетает на одном дыхании, хотя там нет поворотов сюжета и скандальных фактов. Зато есть музыка и гений музыки. Джузеппе Торнаторе, который 25 лет сотрудничал с композитором Эннио Морриконе, подошёл к созданию биографии с невероятной тщательностью. Количество спикеров поражает воображение — их около восьмидесяти, причём среди них масса мировых звёзд: Брюс Спрингстин, Квентин Тарантино, Ханс Циммер, Бернардо Бертолуччи, Дарио Ардженто, Куинси Джонс и многие-многие другие. А те, кто уже покинул этот мир, представлен в виде архивных кадров старых интервью.
Страшно представить, сколько часов было отснято, но Торнаторе, как маститый скульптор, безжалостно отрезал всё лишнее, оставив только необходимое. 156-минутный хронометраж выглядит оптимальным, как бы странно это ни звучало. Композиция фильма крайне проста: история Эннио Морриконе рассказана в строгом хронологическом порядке, но смонтирована совершенно виртуозно. Монолог маэстро не прерывается, но дополняется точными замечаниями тех его коллег и знакомых, которым есть что сказать именно на эту тему. Замечательная особенность фильма — попытки композитора и кинорежиссёров показать музыку Морриконе мимикой и жестами. У итальянцев это получается вполне очаровательно, при этом режиссёр тут же даёт зрителю возможность сравнить этот «битбокс» с тем, как музыка звучала в фильмах. Гений маэстро раскрывается через его работы, а путь композитора был отнюдь не лёгким.
Он начинал как трубач, потом перешёл на композиторское отделение и сильно стеснялся однокурсников, которые казались ему мэтрами. Эннио получил академическое музыкальное образование, но начал работать на телевидении и в кино, при этом считая себя «ненастоящим» композитором и чуть ли не предателем настоящего искусства. В то же время, будучи аранжировщиком для развлекательного телешоу, Морриконе придумывал такие нестандартные ходы, которые запоминались не хуже мелодий. Как сказал один из участников фильма, фактически «Эннио изобрёл аранжировки как таковые».
А спустя несколько лет Морриконе, по словам другого спикера, «изобрёл киномузыку». Работая над саундтреками к спагетти-вестернам и триллерам, композитор отрицал сложившиеся шаблоны музыки для этих жанров, постоянно экспериментируя и выдумывая какие-то неожиданные решения. Эннио приходилось проявлять твёрдость, когда режиссёры не соглашались с его идеями: он уходил с картин, если в ней планировалось использовать хотя бы фрагмент музыки других композиторов. При этом сам цитировал Баха, Стравинского и этно-мотивы, если того требовала задача. Он написал около 500 саундтреков, сделав киномузыку чем-то гораздо большим, чем вспомогательная часть фильма. Академическое сообщество признало его после фильма «Однажды в Америке»: оказалось, что саундтрек тоже может быть великим произведением музыкального искусства.
Алексей Мажаев, InterMedia
[ad_2]