[ad_1]
Фильм «Нюрнберг», снятый Николаем Лебедевым, был представлен в конце зимы 2023 года. Это первый в мировом кино игровой полнометражный фильм о Нюрнбергском процессе. В основу картины лёг роман «На веки вечные» Александра Звягинцева.
Как рассказал Gazetametro Николай Лебедев (на фото), Звягинцев стал автором первого варианта сценария к фильму, затем были и другие сценарии, «которые по тем или иным причинам были отклонены». Итоговую версию написал сам режиссёр, который «работал с романом Звягинцева и другими литературными произведениями».
Картину задумали ещё до пандемии, из-за карантина съёмки затянулись, но, несмотря на все ограничения, проект всё равно получился международным: снимали в Чехии и России, в труппе собрались артисты из США, Великобритании, Германии, Чехии, Франции, Бельгии, Австрии, Дании. И российских актёров – Сергей Безруков и Евгений Миронов (которые впервые вместе снялись в одной картине), Игорь Петренко, Алексей Бардуков. Главные роли достались актёру и сценаристу Сергею Кемпо и Любови Аксёновой.
Картину отличает постановочный размах: более 700 человек в кадре, 1200 исторических костюмов, часть которых привезли из Чехии, Польши и Германии, копии вещдоков процесса – изделий из человеческой кожи – и конечно, копия в натуральную величину нюрнбергского Дворца правосудия, построенная на «Мосфильме» художником-постановщиком Юлией Чарандаевой. Исполнитель роли Романа Руденко Сергей Безруков был в Нюрнберге и рассказал, что копия настолько точно повторяет оригинал, что во время съёмок он терял границы времени и пространства:
— Ты понимаешь, что это кино, но у тебя полное ощущение, до мурашек, что ты реально присутствуешь на Нюрнбергском процессе, — сказал актер. — Когда я произносил речи Руденко и один раз оглянулся, то увидел, как исполнитель роли Геринга (он датчанин) одобряюще показывает мне большой палец. И только такие вещи возвращали из ощущения присутствия на реальном, невыдуманном процессе, возвращали из этого ужаса, когда тебя душат негодование и внутренние слёзы, а тебе надо произнести текст от лица обвинителя.
Николай Лебедев рассказал, что все произносимые на кинопроцессе речи обвинителей и осуждённых абсолютно достоверны.
— Меня спрашивали, какой процент придуманных текстов на процессе, – ноль, — заявил режиссер. — Я не имел права придумывать ни слова. Мы старались создать образы, но опирались только на документальный материал. Даже какая-то часть речей главаря гитлеровского подполья Хельмута документальна.
Исполнитель роли Волгина Сергей Кемпо рассказал, что играл человека «с драмой внутри» и в работе над ролью опирался на образы отечественных актёров-фронтовиков.
— Этуш, Папанов, Никулин – глядя на них, не скажешь, что они прошли ужасы войны. Как правило, такие люди не любили пафоса и вообще воспоминаний о войне, – сказал актёр.
Любопытно, что в фабульную основу фильма вошла подлинная история поиска отцом Николая Лебедева могилы своего пропавшего на войне брата.
— Поэтому я отношусь к этому фильму как к очень личному высказыванию, – сказал режиссёр.
Это повлияло на выбор режиссёрской оптики при создании картины: зрители видят одно из важнейших мировых событий ХХ века глазами простого советского солдата.
— Если бы каждый из нас оказался на Нюрнбергском процессе, он точно так же сидел бы где-нибудь на галёрке и наблюдал за происходящим со стороны. Что бы мы увидели? Что бы вычленили? Как этот процесс повлиял бы на нашу судьбу? Как мы могли бы повлиять на процесс? – резюмировал Николай Лебедев.
[ad_2]