[ad_1]
Оценка: 7 из 10
Биографический мюзикл «Элвис» вышел в мировой прокат. Режиссер: Баз Лурман. В главных ролях: Остин Батлер, Том Хэнкс, Оливия Деджонг, Хелен Томсон, Ричард Роксбург и другие.
Байопик, пожалуй, самый сложный жанр в кино. Для хорошего фильма, с одной стороны, нужна яркая личность, следить за жизнью которой на экране было бы интересно не только преданным поклонникам, с другой, хороший режиссер, который бы не испортил всё унылым или неумелым повествованием. При этом созданию картины могут мешать дотошные родственники или сам герой (если он еще жив) и не менее придирчивые фанаты. Несмотря на все эти препятствия, жанр биографического кино явно переживает сейчас расцвет, достаточно вспомнить хотя бы два недавних блокбастера – «Богемскую рапсодию» и «Рокетмена».
В случае с «Элвисом» исходные данные были на крепкую пятерку. Элвис Пресли прожил хоть и короткую (всего 42 года), но невероятно яркую жизнь, в которой были и революция в музыке, и проблемы с законом, и, конечно, секс, наркотики и рок-н-ролл. Баз Лурман известен своим нетривиальным взглядом на тривиальные сюжеты, классическим клиповым мышлением и, конечно, невероятной музыкальностью. Интерес к проекту изначально был невероятный, с момента кастинга и через все перипетии съемок, то и дело прерываемых ковидом.
Визуально перед зрителем типично лурмановское кино, сделанное очень причудливо. Яркая картинка, необычные ракурсы и монтаж, совмещение игровых сцен с анимацией и хроникой, оживление газетных статей и т.п. Жаль, конечно, что российские зрители не смогли насладиться этим пиршеством в кинозалах. Но в нем и проблема первых, как минимум, 60 минут. Очень сложно сфокусировать внимание хоть на чем-нибудь или на ком-нибудь, а, порой, даже разобраться, кто все эти люди, зачем-то собравшиеся в кадре в таком количестве. Хотя биография Пресли не является секретом, но вряд ли режиссер предполагал, что зрители придут в кино, начитавшись книг и статей или посмотрев несколько документалок о музыканте и том времени. Вторая половина (или даже треть) фильма смотрится куда интереснее, в ней лучше выставлены драматические акценты, обостряются конфликты, возникает необходимая для сюжета интрига.
Хронометраж в 2 часа и почти 40 минут кажется избыточным. И не сказать, что всё это время пролетает, как один миг. Много повторов, флэшбэков, затянутых сцен. Известно, что на самом деле Лурманом было снято в два раза больше материала, который легко было превратить в рейтинговый сериал для какого-нибудь видеосервиса. Но целью был кинопрокат, и, возможно, для него можно было легко пожертвовать еще минут 40 при монтаже. Тем более что о жизни Элвиса рассказывается не так уж подробно: всё детство, например, уместилось в пять минут экранного времени и несколько реплик, а история отношения с Присциллой, кажется, в три сцены (в основном, появляясь на экране, исполнительница роли Оливия Деджонг красиво молчит).
Вызывает и некоторые вопросы изначально выбранный режиссером ракурс истории. Она рассказывается не от первого лица или со стороны, а подается глазами – полковника Тома Паркера, менеджера Пресли и его злого гения, отношения музыканта с которым были интереснее и сложнее, чем, например, с женой, отцом и мамой. Фильм начинается с конца, когда тяжело больной Паркер (которого играет измененный пластическим гримом Том Хэнкс) пытается оправдаться и объяснить, что он не убил, а фактически создал Элвиса. Так что фильму сразу задается определенный тон и структура, в центре которой рассказчик Паркер (он присутствует и в кадре, и голосом за кадром), а не музыкант Пресли. Именно о его чувствах и мыслях узнают зрители, а большинство мотиваций Короля рок-н-ролла остаются совершеннейшим секретом. В результате, оба участника этого дуэта подаются не в лучшем свете, чуть ли не готовыми на всё ради славы и денег. Творчеству (скажем, истории возникновения песен) уделено гораздо меньше, чем деловым переговорам партнеров и освещению текущей политической ситуации в стране и мире. Впрочем, показ событий, на фоне которых происходила жизнь Элвиса совсем не лишнее в фильме: вряд ли современный молодой зритель без объяснения поймет, почему за раскованные движение на сцене Пресли реально грозила тюрьма, и как именно повлияли на него убийства Роберта Кеннеди, Мартина Лютера Кинга и Шэрон Тейт.
Единственное, к чему в фильме придраться совершенно невозможно, это, конечно, музыка. Прекрасны песни и в исполнении Остина Батлера (которого перевоплощение в Элвиса по системе Станиславского чуть не отправило в психушку), и других актеров фильма, и современных звезд, чьи каверы и оригинальные вещи звучат за кадром. Немного странно лишь, что в саундтрек не попали несколько очевидных хитов Короля, например, «Love Me Tender» и «Heartbreak Hotel», да и попеть, как в караоке, не получится: мало какая из песен звучит в фильме целиком, создавая, скорее музыкальный фон, чем пытаясь сложиться в альбом.
Екатерина Алексеева, InterMedia
[ad_2]