[ad_1]
Концертная индустрия в России по объему доходов в 2022 году упадет до уровня 2017 года из-за потери зарубежных и части отечественных исполнителей, прогнозируют аналитики «Технологии доверия», (ранее PwC в России) и креативного бюро «К22».
Но на этом фоне музыкальный стриминг, по их данным, вырастет на 20–25% год к году. Этом способствует, в частности, переход подписчиков Spotify и Apple Music на российские сервисы. Сами платформы пока утверждают, что отсутствие зарубежных новинок не провоцирует отток аудитории.
«Коммерсант» ознакомился с исследованием музыкального рынка Москвы, которое подготовлено компанией «Технологии доверия» (ранее PwC в России) и креативным бюро «К22». Авторы исследования прогнозируют, что объем доходов концертной индустрии в стране в 2022 году «будет отброшен на уровень 2017 года.
Это произойдет из-за низкой маржинальности концертной деятельности (2–5%) и выпадения доходов от выступлений зарубежных артистов на фоне санкций, говорится в исследовании. Абсолютные показатели не раскрываются. Эксперты оценивают московский музыкальный рынок в половину российского, а некоторые сегменты (агрегаторы, крупные лейблы) представлены исключительно в Москве, отмечается в исследовании.
Российский слушатель лишился концертов мировых звезд, выступления которых в России на текущий момент невозможны (Imagine Dragons, Green Day, Slipknot, Бьорк и многие другие), а отдельные промоутеры (например, компании Pop Farm и TCI) отменили десятки концертов только за несколько недель марта, указывают аналитики. Также по политическим мотивам в России не планирует выступать ряд российских исполнителей (Фейс — Иван Дремин, признан иноагентом, Noize MC, Оксимирон, Земфира и другие), отмечается в исследовании.
При этом, в отличие от концертного сегмента, прогнозы аналитиков по рынку музыкального стриминга более оптимистичны — они ожидают роста в 20–25%, маржинальность этого сегмента оценивается как около 15%.
Уход с рынка Spotify в апреле 2022 года и потеря части подписчиков Apple Music из-за приостановки работы в России платежных систем Visa и Mastercard, очевидно, приведут к перераспределению аудитории стримингов, и ситуация на рынке «предоставляет потенциал для появления новых игроков». При этом тормозить рост будет пиратство, так как в каталоги агрегаторов и соответственно стриминговых сервисов не попадут новинки мировой эстрады, говорится в исследовании. На фоне приостановки работы Universal Music Group, Sony Music и Warner Music Group в России «Яндекс.Музыка» и «VK Музыка» уже лишились части зарубежных премьер.
— Что касается нашего музыкального каталога, то он пополняется каждый день, но доступ к новым трекам части зарубежных правообладателей пока ограничен в России. Мы работаем над решением этого вопроса, — заявили «Коммерсанту в «Яндексе».
В компании считают, что рост рынка музыкального стриминга в России в 2022 году не замедлился, но не уточнили конкретных цифр.
— Сейчас сложно прогнозировать объем рынка, но уже можно сказать, что оттока пользователей не наблюдается, — заявили в «Звуке» (ранее «Сбер.Звук»).
Сервис отмечает, что продолжает работать «со всеми отечественными и международными правообладателями». Исполнительный директор Zvonko Group Дмитрий Коннов в ходе Российской креативной недели в июле заявлял, что 82% музыки, которую сейчас слушают в РФ,— русская музыка, поэтому для большинства слушателей зарубежные исполнители не очень важны. По оценке собеседника «Коммерсанта», на музыкальном рынке, у Spotify в России было около 1 млн подписчиков, из которых примерно половина перешла на «Яндекс Музыку».
Что касается концертной индустрии, о ее скором восстановлении действительно речи не идет, считает главный редактор InterMedia Евгений Сафронов:
— Пик индустрии пришелся на 2013 год, но мировой кризис и первая волна санкций обрушили ее на 25–35%. В 2020 году ожидалось восстановление до уровня 2013 года, но пандемия обернулась для отрасли катастрофой».
В этом году, по его словам, началось восстановление, но индустрия в одночасье лишилась всех зарубежных и многих отечественных звезд:
— Без их возвращения восстановление может занять и десять, а то и двадцать лет.
(«Коммерсантъ», 02.08.2022)
[ad_2]