[ad_1]
2022, United Music Group
Оценка: 6 из 10.
Ирине Воробьёвой (в девичестве Глазко) было 26 лет, когда она осталась вдовой: её мужа, известнейшего исполнителя русского шансона Михаила Круга (по паспорту Воробьёва) убили грабители, забравшиеся в их дом в Твери. Это произошло летом 2002 года. Спустя два года у Ирины вышел первый альбом «Первая осень разлуки»: в память о муже она начала собственную сценическую карьеру под именем Ирины Круг. Сейчас певица — многократная обладательница премии «Шансон года», популярная артистка, востребованная гастролёрша — и явно не только потому, что она «носит его фамилию». Собственно, если бы не название нового альбома Ирины Круг, мы бы тут, возможно, и не стали бы вспоминать Михаила.
Но раз уж разговор о нём зашёл, интересно поразмышлять, что сегодня пел бы Михаил Круг и сколько статуэток «Шансона года» он бы собрал. Как ни странно, вовсе не факт, что он бы становился лауреатом этой премии чаще жены (она, правда, и вряд ли бы запела при живом муже, но это уже другой вопрос). Большая популярность к Кругу пришла в 90-е, причём она шла снизу, ведь в официальном шоу-бизнесе он практически не участвовал. Да и термин «русской шансон» тогда ещё не вполне прижился, поэтому считалось, что Круг поёт блатняк, то есть воровские песни — жанр, вовсе не привечаемый телевидением, радио и меломанами с хорошим вкусом. Песни распространялись на кассетах, владеть которыми считалось, например, для интеллигенции «стыдным удовольствием». Тем не менее «Владимирский централ» в конечном счёте пробил снобистские барьеры и стал, как ни крути, классикой — что-то вроде «Мурки» 90-х.
Открывшееся летом 2000 года «Радио Шансон», естественно, включило композиции Михаила Круга в ротацию, однако тюремные песни шансонье «старой школы», вопреки ожиданиям, не стали основой репертуара станции. Там звучало всё больше душевных, близких к эстрадной музыке песен некриминальной тематики, появлялись новые имена, которые постепенно оттеснили «олдскульных» артистов и убрали слово «блатняк» из словаря синонимов к термину «русский шансон». Круг погиб в самом начале этого самопроизвольного переформатирования жанра, что фактически только ускорило этот процесс. На место харизматичного воспевателя «Жигана-лимона» пришли исполнители неошансона и постшансона, которые писали не про зону, а про любовь. В крайнем случае — про дружбу.
Ирина Круг в эту новую шансонную реальность вписалась великолепно. По сути блондинка, поющая «переживательные» песни о любви, считается исполнительницей шансона лишь номинально — а так-то это нормальные эстрадные композиции, которые можно принять за, не знаю, малоизвестные произведения Аллегровой. На новом альбоме есть и драматичные вещи — «Фамилия», «Не привыкну никак», «Аура любви», «Подари любовь» и дуэт с другом мужа Владимиром Бочаровым «Счастье милое ушло…», — и всеформатные баллады («Гороскопы в огонь»), и «кабацко»-праздничные «Скорый поезд» и «С праздником!» Всё звучит довольно усреднённо и, в отличие от песен Михаила Круга, не вызывает сильных эмоций — зато такой неброский шансон можно слушать фоном.
Алексей Мажаев, InterMedia
[ad_2]