[ad_1]
Один из частых вопросов на православных форумах: как объяснить детям, чем душа отличается от духа? «Богословские объяснения ребёнку еще слишком непонятны и сложны. Помогите объяснить просто и ясно», – просят родители.
Вопрос на самом деле важный, потому как и сами мы, воспитанные на принципах еще советской культуры в ее абстрактном прекраснодушии, далеко не всегда отличаем одно из основополагающих понятий христианства от другого.
Под душой в широком смысле чего только не понимают. Душевное и духовное путают в своих обращениях к аудитории лекторы и депутаты, градоначальники и деятели культуры. Вплоть до того, что городские мероприятия на площадях называют событиями духовного масштаба, а репертуар попсовых исполнителей – наследием духовной культуры.
Почему же тут часто звучит недопустимая и грубая ошибка? Давайте разберемся. Слово протоиерею Андрею Ткачеву, священнику, миссионеру, блогеру, православному писателю и общественному деятелю.
Душа – это то, без чего тело мертво
«Я двигаюсь» – это свойство является проявлением души, заметьте, это не духовное действие. «Я почесал бороду, вытер глаз, высморкался» – опять же, это не духовное действие, а душевное.
А вот – «Я стою в карауле и мне хочется почесаться и высморкаться, но я сдерживаю себя – мне этого делать нельзя, потому что на меня смотрят», – это уже работа духа. Дух владычествует над телом.
Лошадь будет стоять под седоком – хоть под царем, хоть под конюхом. Она захочет храпеть – храпнет, захочет махнуть хвостом – махнет. И она не собирается сдерживаться. Зачем ей это? Она вполне естественна. В ней нет греха и нет добродетели. Как есть, так и есть. Она – лошадь.
Человек имеет разные позывы и инстинктивно следует им, если живёт только по душе. Например, испугаться – это чисто душевная вещь. Допустим, идешь по улице, и вдруг рядом на стройке взорвался газовый баллон, и ты присел, – это твое душевное действие, не контролируемое духом.
А вот когда люди идут в атаку, не сгибаясь и не кланяясь пулям (она свистит, а ты не кланяешься – такой был кодекс чести у офицеров до изобретения пулеметов) – то это уже духовное проявление.
Таким образом, дух – это то, что владеет человеком помимо душевных реакций, помимо инстинктов, помимо всех наработанных или врожденных реакций на происходящее.
Дух – это то, что заставляет человека печалиться об иной жизни.
Душа печалится только тогда, когда чего-то не хватает для тела, когда есть бытийная нехватка здешних вещей – тепла, еды, дружбы, общения. А дух печалится тогда, когда у человека для нормальной жизни все есть, а вот для духа пищи не хватает.
Тело живет от души, душа питается от духа, а дух хочет к Богу. Дух питается только Богом».
Цитата канала прот. Андрея Ткачёва в Интернете
Подготовила Валентина Патронова
Илл. — картины Елены Черкасовой
[ad_2]