[ad_1]
Оценка: 5 из 10
Сатирическая комедия «Не смотрите наверх» вышла на стриминговом сервисеNetflix24 декабря 2021 года. Режиссёр: Адам МакКей. В ролях: Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Лоуренс, Мэрил Стрип, Джона Хилл, Кейт Бланшетт, Марк Райлэнс, Тимоти Шаламе, Рон Перлман, Ариана Гранде, Скотт Мескади и другие.
Никогда не бросайте своих бро ради какого-то там престижа, денег и кучи звёзд первой величины. Ещё Нолан показал: чрезмерные амбиции и погоня за славой до добра не доведут. Адам МакКей начинал как талантливый комедиограф, который на пару с Уиллом Ферреллом успешно ответвились от новой комедийной традиции американского кино, зачатой великим Джаддом Аппатоу, и создавали очень даже задорные и бескомпромиссные комедии вроде дилогии «Телеведущий» и «Копов в глубоком запасе». Затем пути Ферралла и МакКея разошлись, ибо последнему захотелось повысить ставки и формально выйти на новый статус голливудского производства – на уровень тех фильмов, за которые дают охапки «Оскаров» и в которых толпами снимаются звёзды первой величины. Так началась его условная сатирическая трилогия о власть имущих в Америке и тут же пошла по нисходящей: сначала вышла удачная язвительная «Игра на понижение» о финансовом кризисе, затем последовала неплохая, но откровенно вторичная «Власть» про политика Дика Чейни, и вот настал момент катастрофической во всех смыслах сай-фай комедии «Не смотрите наверх».
После того, как МакКей показал, что в экономике и политике одни дураки, теперь он метит выше – дураки во всех сферах жизни, они лайкают и шерят, учат и спасают, они управляют планетой, которую, в принципе, не жалко. Её, к слову, скоро и не станет. По сюжету фильма к Земле приближается огромная комета, и шансов на спасение у человечества нет. Открытие производят два астронома средней руки – доктор Рэнделл Минди (Леонардо ДиКаприо) и его помощница Кейт (Дженнифер Лоуренс). Эти двое в срочном порядке хотят рассказать всем о приближающейся комете, но никто не хочет верить. В особенности президент США (Мэрил Стрип играет Трампа в юбке), которая всеми силами пытается заставить людей не смотреть вверх, дабы не увидеть там нечто, что посеет панику среди глупого стада.
Количество звёзд в фильме заметно превышает количество хороших шуток. Кроме подписавшего за экологический посыл ДиКаприо (почему бы за хороший гонорар лишний раз не толкнуть пламенную речь про спасение окружающей среды?) и остальных уже упомянутых актёров, в «Не смотрите наверх» снялись Джона Хилл в роли раздражающего сынишки президента, Кейт Бланшетт в роли недалёкой блондинки-телеведущей, Марк Рэйлэнс в роли раздражающего клона Стива Джобса, Рон Перлман в роли Брюса Уиллиса из «Армагеддона», Тимоти Шаламе в роли Тимоти Шаламе и ещё Ариана Гранде с Кидом Кади, якобы играющие избалованные версии самих себя.
При таком огромном количестве талантов на сантиметр экранного пространства вдвойне удивительно, насколько бездарной, пустой и плоской получилась сатира Адама МакКея. Как произносит герой ДиКаприо в фильме, «у нас было всё, но мы не смогли ничего с этим сделать». Так и здесь, вдобавок к именитым актёрам/режиссёрам/сценаристам у картины «оскароносный» оператор Линус Сандгрен, снявший «Ла-Ла Ленд», и один из лучших современных композиторов Николас Брителл, чья проделанная работа, пожалуй, единственное светлое пятно во всём этом мраке. Однако «Не смотрите наверх» становится именно тем редким случаем, когда даже «всего» оказывается не достаточно.
Среди очевидных проблем картины – её самозабвенная манера проговаривать какие-то совершенно базовые вещи с позиции правдоруба. То есть Адам МакКей всерьёз думает, что очередные приколы про Трампа (даже когда он уже не президент) всё ещё смешная почва для сатиры? А повальная зависимость от смартфонов? А вечная пустая болтовня телеведущих? А безумная подростковая любовь к своим кумирам, за которыми те следят во всех соцсетях, переживая об их отношениях сильнее, чем о своих собственных? Это же так тонко и оригинально, да, Адам МакКей? И ладно бы шутки были хоть отчасти острые, неудобные, обличающие – так нет же: совершенно беззубые приколы либерального толка на потеху демократам, набор скетчей из очередного выпуска SNL, упакованных в формат невыносимо длинного фильма. На фоне всего этого вершиной американской сатиры выглядят постковидные спешелы «Южного парка», где его создатели и по народным восстаниям проходятся бесцеремонно, и по президентской администрации.
Отдельная загадка – это каким вообще образом МакКей умудрился выдавить из Мэрил Стрип и Марка Райлэнса настолько удручающе плохие актёрские работы. Наблюдать за последним – пытка высшего разряда, каждое его появление на экране фонтанирует потоки кринжа и является прямым оскорблением актёрского таланта Райлэнса, за что МакКею теперь нужно наложить перманентный бан на возможность заполучить абсолютно любого актёра в свой очередной фильм. Или пусть берёт пример с Уэса Андерсона: тот, во-первых, даже с приходом мирового успеха не забывает о своих бро (Уилсон, Роман Коппола, Шварцман всё ещё в деле), а во-вторых, даже мировым звёздам Уэс придумывает настолько яркие и запоминающиеся образы для небольших ролей, что те смело могут добавлять их в своё резюме.
«Не смотрите наверх» обещало стать одним из самых громких и амбициозных фильмов 2021 года, а стало его главным разочарованием. Столько талантливых людей не смогло противостоять до ужаса громоздкой комете, состоящей из мириадов несмешных шуток, бесящих персонажей и шквала заурядных идей о современном обществе, поданных под видом откровений. Адам МакКей может думать, что мир состоит из слепых и глупых людей, не способных отличить истину ото лжи, даже когда её преподносят им на блюдечке. Однако ему не стоило недооценивать своего зрителя, который уж точно сумеет отличить остроумную сатиру от безвкусной либеральной агитки.
Вадим Богданов, InterMedia
[ad_2]