[ad_1]
Детские рисунки многое могут рассказать о состоянии души ребенка. Стоит ли волноваться, когда ребенок рисует что-то странное или страшное? Как распознать его проблемы, понять и помочь? Рассказывает психолог Юрий Пожидаев.
Со специалистом в области детской психологии беседует ведущая передачи «Формула семьи» на радиостанции «Теос» Эльвира Чипенко.
– Сегодня поговорим о детях – точнее, об их рисунках: как понимать рисунки детей, скрывается ли в этих рисунках что-то страшное или что-то интересное.
Как увидеть в каракулях, который ребенок принес и говорит: «мама» действительно маму, то есть что вообще дети пытаются передать с помощью рисунков. Что вы скажете, Юрий?
– Проективные методики давно существуют для детей и для взрослых, я их использую и мне это очень нравится. Вот, пришел человек, ему очень тяжело, но говорить он никак не может.
Поэтому я иногда прошу: нарисуйте что-нибудь, пойдите дома и начните рисовать. И он что-то рисует, и потом от рисунка ты отталкиваешься и спрашиваешь нечто абстрактное, а от абстрактного переходишь к какой-то конкретике, и потом человеку становится гораздо легче.
Проективные методики как раз помогают снять блок-контроль, и ты потом более-менее начинаешь говорить с человеком о той проблеме, которая его волнует.
С детьми гораздо все проще, потому что дети не научились завуалировать и прятать проблемы, у них они на поверхности.
Когда ребенок рисует, это снимает некий такой контроль, но вообще-то дети начинают рисовать очень рано, с 10 месяцев. А уже, наверное, с 4–5 лет можно смотреть, какое послание ребенок несет.
– Правда ли, что по рисункам детей можно понять, что с ребенком что-то не так?
– Друзья мои, не хочется, чтобы сейчас родители срочно кинулись делать так, чтобы дети рисовали. Вообще человек, который занимается проективным методиками и этими, в частности, рисунками – это психолог, у него должна быть практика.
Естественно, что есть определенные установки, и по цветам можно судить о состоянии ребенка или взрослого человека. Но и здесь много условностей. Вы понимаете, что, скажем, ребенок любит красный цвет, потому что мама любит красный свет, допустим, она надевает красный цвет, поэтому этот цвет доминирует у ребенка, и он не придает этому такого значения.
– То есть самодиагностикой и самолечением заниматься не нужно. Если у нас нет опыта, если у нас нет образования, то мы, взяв рисунок ребенка, не сможем понять, что там происходит?
– Рисунок – это соприкосновение с внутренним миром ребенка.
Когда ребенок ваш начинает что-то рисовать, или когда он начинает различные делать конструкции из игрушек – например, представьте, что он у вас берет ножницы и отрезает мягким игрушкам уши, например, или ноги, еще что-либо, то шок не надо никогда показывать, а нужно расспросить ребенка и понять что-то необычное.
Вот он рисует, и вдруг раз – вы видите, что все, например, там за решеткой сидят, или все, например, красной краской перемазанные.
И вы начинаете спрашивать ребенка аккуратно: что это, а это кто, а почему тут вот у тебя с глазами, а бабушка у тебя без глаз, например, а почему у папы руки такие, а у всех нормальные ручки.
Ребенок иногда может не ответить на эти вопросы, но в любом случае вы соприкасаетесь с внутренним миром ребенка, и там есть определенная тенденция развития. Вот ребенок «головоногов» рисовал, потом «огуречиков» (это от 3 до 5 лет) рисует, а потом уже появляются какие-то детали на рисунке.
Ребенок может сходить в детский сад, например, он съездил к бабушке, побыл с какими-то взрослыми, и тогда появляются какие-то непонятные объекты и непонятные для вас какие-то элементы этого рисунка. Тогда можно напрячься или забить тревогу, потому что что-то не так.
Всегда эпизоды связаны не только с рисунком, но они связаны еще с поведением ребенка, и вы должны это замечать и связывать.
Потому что вы видите, что ребенок у вас был таким жизнерадостным, таким интересным, таким хорошим, а потом он начал, например, в шесть лет рисовать половые органы, условно говоря, или что-то такое, что связано с какой-то интимной тематикой, и ребенок стал достаточно замкнутый.
И возникает вопрос: а что произошло? Потому что, мы же понимаем, что это элементы растления, может быть, какой-то взрослый человек, и так далее.
Или, например, ребенок столкнулся с порнографией, например, в 5–6 лет, то есть он был у кого-то в гостях, нажал кнопку, а там на него обрушился вот этот контент, и ребенок вообще это все увидел крупным планом, и его психика поехала, и потом тема настолько стала доминантой в его жизни, и он это прорисовывает.
– То есть первый раз мы обнаружили, дальше наблюдаем, изменилось ли поведение ребенка: что с ним происходит, как часто происходит.
Например, сегодня, завтра, послезавтра, неделю он рисует одни и те же рисунки и не дает ответа – то что же нам дальше делать, сразу бежать к психологу?
– Я бы так сказал, что рисунки – это сигнальная система, это помощь для нас, это когда мы понимаем, что нужно обратить на это внимание, нужно работать с этим, помогать ребенку.
– Помимо объективно странных вещей или каких-то новых, то есть чего-то необычного, на что еще важно обращать внимание в рисунках детей?
Необычные вещи – понятно, скорее, это свидетельствует о том, что что-то произошло, ребенок впечатлился и вот он как-то это воспроизводит или как-то реагирует, и дальше можно выяснять, что на самом деле произошло.
Может, он фильм какой-то посмотрел, а может там ситуация какая-то сложная. А если в обычной обстановке, обычные рисунки – на что обращать внимание?
– Если вас ничего не напрягает, внимание обращать не надо.
Обычно всегда просят нарисовать семью, и вот на основании этой семьи мы уже смотрим картину: есть ли там дополнительные элементы, солнце, трава.
Обычно ребенок дошкольник использует где-то пять цветов. Лучше всего, чтобы он рисовал карандашами, потому что там важен нажим. Это определенная моторика, но не только.
Например, если у ребенка слишком яркое впечатление о ком-то и негативные впечатления о ком-то, естественно, что там будет штриховка более сильная и нажим более сильный. Это как маркер, который дает вам понимать, что нужно разобраться, что здесь происходит.
Например, старшая сестра очень сильно раскрашена, и штриховка выходит из-за контура очень сильно, то есть, когда ребенок раскрашивает, он же понимает, кого он раскрашивает, он конкретно понимает, кого он имеет виду.
И он красит со всем упором, потому что старшая сестра насолила или бьет его постоянно, унижает постоянно. Для родителей она хорошая, а когда родители уходят, она потом узурпирует власть и бьет младшего брата по голове.
Следующий момент – это, конечно, расположение, где кто находится. Ближе, дальше – это тоже имеет значение.
Потому что дети пока не могут управлять своими чувствами, и естественно, что если этого человека они не любят, если они чувствуют какой-то негатив, они, естественно, будут подальше от него и рисовать – либо вообще за контур, папа очень далеко, или отвернут в сторону, спиной стоит, или глаза у него нет, или что-то еще.
– Если попросили нарисовать семью, и мы видим, что какой-то член семьи где-то далеко или его не нарисовали…
– Когда вы задаете вопросы, они должны быть прямые. Вам нужно понаблюдать, вам нужно проанализировать, и я бы так сказал, что это очень простые вопросы должны быть.
Ребенок иногда не может объяснить, почему он так нарисовал.
Это инструкция для специалиста и для родителя, который, может быть, сотрудничает со специалистом, с психологом для того, чтобы исправлять положение, для того чтобы понимать, что нужно делать с бабушкой или, например, с няней.
– То есть один раз попросили ребенка нарисовать – он нарисовал. Мы это увидели. Мы можем мягко сказать: слушай, а почему, например, бабушка вот здесь? Он: не знаю.
Всё, оставляем в покое ребенка, проходит какое-то время, несколько дней, мы просим его ещё раз это сделать.
Как определить, что ребенок в этот раз действительно не просто забыл нарисовать там папу?
Например, папа уехал в командировку – пусть ненадолго, но вот он уехал, и мы ребенку говорим: «нарисуй семью», и ребёнок не рисует папу не потому, что он папу не любит, а просто папы сейчас здесь нет, папа вернётся, и он появится на рисунке.
– Когда мы обращаемся к проективным методикам, когда мы обращаемся к рисункам, это должно быть чем-то обосновано. То есть мы видим, что в поведении что-то поменялось, мы видим, что ребенок стал плаксивый, он плохо засыпает, еще что-либо.
Если с ребенком все нормально, это могут быть некие такие фантазийные вещи. Например, ребенок увлечен мультиками.
Я бы очень просил, дорогие родители, чтобы вы были в курсе того, какой контент ребенок потребляет. Потому что мультики мультиками, но японское аниме или сказка о трех богатырях – это разные вещи.
Вы должны это понимать, потому что в зависимости от потребляемого контента, естественно, будет и воображение работать.
Это вы воспитаны на «Весне на Заречной улице» или «Три тополя на Плющихе», а у ребенка совершенно другой внутренний мир, и для него вполне себе нормальные вещи выглядят по-другому, кровь, драки, например.
– Если ребенок увлечен просмотрами агрессивных мультиков, если ребенок это воспроизводит, но при этом в поведении самого ребенка и в его жизни ничего не изменилось, то есть, он по-прежнему кушает, пьет, радостный, все хорошо – то это нормально?
– Смотря в какой момент он может рисовать. Потому что, если ребенок сейчас смотрит мультик, а вы ему «давай порисуем» – он начинает рисовать, потому что он еще не остыл от этого мультика, и, естественно, будет воспроизводить те образы, которые воспринял.
Поэтому мы должны понимать, какой контент наш ребенок потребляет, кто для него главный герой, чем он увлекается, как он увлекается. Потому что, например, наш младший постоянно представлял себя человеком-пауком. Он это посмотрел, а у него еще есть продолжение игры.
– Тогда получается, если мы знаем, что ребенок этим увлекается и он воспроизводит это в рисунках или в поведении, но в целом не меняется, то есть он не уходит ни в какие депрессивные настроения.
Он не плачет, он не отказывается от еды, нормальный ребенок, здоровый, хороший, адекватный, и родители знают, когда с ним все в порядке – то можно не переживать?
Рисунки – это фантазия, это развитие мышления, воображения, все в порядке?
– Мы должны с вами понимать, что тот контент, в котором находится ребенок, оказывает влияние на него. У нас есть ребенок, мы можем с вами взять лист бумаги, нарисовать своего ребенка и задаться вопросом, что влияет на ребенка.
Можно говорить, что влияет, написать, потом посчитать время. Например, мама влияет на ребенка, или папа – если папу он видит 30 минут в сутки, по всей видимости, это минимальное влияние. Сколько он просматривает, что он просматривает и так далее.
И когда мы проведем такое исследование и посмотрим, то мы будем понимать, почему же наш ребенок именно такой, потому что иногда люди не понимают, а почему нас ребенок такой.
Есть определенные элементы, которые влияют на ребенка. В частности, учительница – если учительница постоянно орет, то это будет восприниматься как норма поведения, и, если ваш ребенок будет перейдет на крик, вы знаете, откуда ноги растут.
Условно говоря, есть мультик – есть влияние. Это влияние поступает в мозг, оно мозгом обрабатывается, там что-то там проходит через какие-то определенные нейронные связи, и потом продукт выходит через поведение, через эмоции, через рисунки, выходит через воображение, через мышление и так далее.
– Я почему про влияние и говорила – вернее, про то, что все ли с ребенком в порядке, что это просто фантазия, это нормально – потому что мы живем в социуме. В данный момент мы живем в информационном мире, у нас информационный век, мы никогда не ограничим ребенка полностью и не создадим ему абсолютно безопасную среду.
Мне кажется, это, наоборот, вредно. И лучше уж как-то в семье эти вопросы решать, «Тик-Токи» вместе смотреть, и если там попадается что-то не очень хорошее – объяснять, разговаривать, а не делать вид, что «Тик-Тока» не существует.
– Это то же самое, что вопрос с гаджетами. Некоторые люди пытаются ограничить гаджеты, но без них никуда не денешься.
Естественно, что мы, согласно возрастному цензу, должны ограничивать какой-то контент. И наша задача взрастить наших детей так, чтобы они были готовы жить в современном обществе, чтобы они были социализированы.
И прежде всего этим должна заниматься семья. Ни школа, ни какие-то еще институты это не сделают, поэтому вы как взрослый человек должны понимать, что с вашим ребенком происходит, и что он потребляет.
– Сообщение от слушателей: «Сыну 6,5 лет, любит рисовать “Майнкрафт” или “Лего” фигурки» – ну, вот, чем увлекается, то и рисует, все нормально.
– Он рисует то, что у него есть. Было бы интересно, если бы вы поспрашивали его, потому что я думаю, что он так играет.
Потому что одно дело, когда ребенок делает расстановку, то есть он берет это «Лего» и что-то там сваливает, разбирает, собирает это. А другое дело – он играет в рисунки, поэтому мы должны понимать, что это в принципе нормальная вещь.
Поговорите, спросите, он вам расскажет. Похвалите его и посмотрите на динамику развития вашего ребенка, как он нарисует дальше.
– Вопрос: «Если в 3 года ребенок рисует только темными цветами – в основном черным, на что обратить внимание?» Это популярный вопрос, потому что есть некий миф.
Обычно родители сразу начинают переживать, если видят черный цвет. Но, насколько я помню, вы говорили, что у трехлетки еще нет вот этого какого-то мрачного контекста, который бы он в это вкладывал.
– Какое-то объяснение должно быть. Может быть, это ваш любимый цвет, вы, как Коко Шанель, любите черный цвет и платье-футляр, вы постоянно одеты в черный цвет, и оттенков черного очень-очень много в принципе.
Иногда люди выбирают ванную такую, в черном тоне, поэтому ребенок находится в этой цветовой гамме, и это вполне себе нормально.
Если – нет, то я уже сегодня говорил вам о том, что одно дело, когда ребенок рисует вещи черного цвета – то надо понять, что он рисует черным цветом. То есть все ли это в черном цвете, предлагаете ли вы ему другие цвета, а он их игнорирует, может, ребенок дальтоник, например.
Это должен окулист посмотреть: как ребенок воспринимает цвета. Это может быть связано с головным мозгом, и это не обязательно связано с психикой, это может быть связано с цветопередачей, и вот почему он это выбирает этот цвет.
Не надо сразу пугаться, найдите объяснение. Если черный цвет он использует, потому что для него близкий человек – это мама, а мама любит темные цвета, он естественно будет рисовать черный цвет.
– Если все-таки это не заболевание и не окружение черного цвета, то почему? То есть ребенок может выбирать просто потому, что ему нравится?
– Ребенку, может быть, нравится черный цвет, и он так воспринимает черный цвет. Если ему три года, я думаю, что он ещё просто пока маленький, потому что для него ярким цветом является черный.
Черный – выразительный цвет, на белой бумаге смотрится очень хорошо. Он самый контрастный по сравнению с белым, это не оранжевый или, например, еще какой-то.
– Попробую резюмировать: либо это окружение, либо это восприятие цвета, либо ребенку просто нравится.
– Либо ребенку это просто нравится, либо смотрите, в каком состоянии ребенок, что он говорит, нужно вопросики позадавать.
Если, например, ребенок нарисовал что-то, и он не хочет смотреть на этот рисунок, он пугается – вот тогда нужно пойти к специалисту.
– Вопрос: «Ребенок 5 лет рисует животных в ролях людей, кошки, собаки в платьях и костюмах делают повседневные дела – нормально ли это?»
– Нормально. Сейчас очень много мультиков, где животные одетые, и это вполне себе нормальная картина. И животных рисовать гораздо легче, например, чем людей, потому что все-таки самое сложное для ребенка – это портрет: нос, глаза, губы. И все-таки ребенок проще к животным относится, нежели к людям.
– Вопрос: «А что если ребенок рисовал, рисовал из головы, а потом бах – и стал только срисовывать, говорит, что не знает, что рисовать».
– Бывают такие вещи, и я думаю, что одна из причин в том, что мы живем в обществе, где всё оценивают. Мы приходим школу, и у нас есть уроки рисования, и нас оценивают.
Вообще-то, кстати говоря, мне кажется, что это очень глупая затея – оценивать рисунки детей, которые учатся рисовать, потому что у всех разные навыки. Нельзя сравнивать Рафаэля с Пикассо или с «Квадратом» Малевича.
Понятно, что есть образовательные программы, понятно, что есть стандарты, но я считаю, что глупо ставить оценки за труд, за рисование, за физкультуру – я считаю, что там должен быть зачет-незачет.
Ребенок нарисовал – значит, он молодец, потому что у всех все по-другому, у всех дарования разные, у всех тонус разный в руках, например. И если у ребенка слабый тонус в руке, он не может четкие линии прорисовывать, у него небольшой тремор есть, он не может так нарисовать, как нарисовал кто-то другой.
По всей видимости, возможно, ваш ребенок столкнулся с какой-то оценочной системой и каким-то оценочным человеком, который сказал: о, ты ерунду какую-то нарисовал, намалевал!
Все. Ребенок понял, что рисовать ему больше ничего не надо, и единственное, что он может – это срисовывать. Это убило в нем в творца и художника.
Это первый момент. Второй момент, почему срисовывает – потому что ему чего-то хочется, но у него не получается.
Поэтому иногда бывает такой период, когда он именно срисовывает, ему хочется, а он не знает, как. Учитель рисования – это, как правило, какой-то совместитель, который ведет рисование.
Как рисовать, нас никто не учит, как передавать цвет, как форму – я такого не встречал, может быть, вам повезло.
Естественно, ребенку хочется, и возможно у кого-то это получается, и поэтому он должен какое-то удовлетворение получать от своего собственного труда, вот он старается, старается, а у него какая-то бяка по сравнению с кем-то или с чем-то, и естественно, что он срисовывает.
– Вопрос: «Дочка 5 лет, очень коряво рисует, все очень страшное, чаще всего лабиринты или улыбающиеся чудовища одним цветом, общее поведение нестабильное.
Есть повод для анализа или это уровень развития мозга и мелкой моторики?»
– Во-первых, анализируем контент, о чем я вам говорил. Поведение нестабильное –хорошо, что вы обратили на это внимание.
Первое – проанализируйте контент, что ребенок у вас смотрит, что он потребляет. Потом посмотрите, как в саду ребенок себя ведет, вообще кто влияет на ребенка. Есть ли проблема в саду – возможно, там есть группа детей, которые могут унижать, которые могут оказывать такое негативное влияние.
Есть причины, которые ребенка могут к этому приводить. Одним цветом рисует и нестабильное поведение – хотелось бы узнать, в чем проявляется нестабильное поведение. Еще хочу вам сказать, что навык рисования у всех разный, потому что для вас это кажется коряво, и вот эту оценочную систему может быть, нужно пересмотреть.
Что касается поведения, нужно сходить к психологу, может быть, психолог посоветует вам невропатолога, потому что там может быть такое, достаточно серьезное нарушение.
– На что еще можно обратить внимание?
– Рисунок ребенка разбирается детально. Например, ребенок висит в воздухе – можно интерпретировать это как то, что у ребенка нет почвы под ногами, то есть ребенок в общем, в чем-то потерян, можно так говорить.
Дальше – например, вот тут папа, тут мама, а ребенок между ними, все очень близко, скученно, и если весь лист вообще пустой, а здесь вот три фигуры, они прямо друг на дружке – можно интерпретировать это как то, что ребенок под полным контролем, у него нет вообще никакой свободы, ребенок между папой и мамой, он не может найти никакой лазейки для того, чтобы поиграть, там тотальный контроль.
Когда мы говорим про игровые вещи – например, ребенок принцессой себя рисует, можно говорить о завышенной cамооценке, или, например, он фигурирует в качестве клоуна, шута или выбран как персонаж достаточно низкопробный – значит, здесь заниженная самооценка.
То есть очень много деталей. Рисунок в интерпретации не должен быть в отрыве от наблюдения за папой, за мамой, за семьей. Потому что иногда это, может быть, он запомнил какую-то картинку и это просто скопировал, а вы потом там с психологом напридумывали себе что-то, диагноз поставили и начали ребенка лечить.
– Поэтому важно самодиагностикой и самолечением не заниматься. Мы рассказываем о том, на что можно посмотреть, что это может значить, но это не значит, что нужно сейчас брать рисунки ребенка и анализировать их.
– Рисунок – это дополнение, это такое хорошее дополнение к анализу поведения и состоянию ребенка, к пониманию, что с ним происходит.
Поэтому он с мамой приходит, психолог общается с мамой, психолог общается с ребенком, психолог вникает в эту ситуацию и потом, когда он анамнез пройдет, три-четыре встречи, и всё дает какой-то результат.
Конечно, мы хотим всё быстро, но я думаю, что чем круче специалист, тем больше он диагностирует ребенка, его поведение и все производные, которые с ребенком связаны.
– Интересно, а ребенок сам, по своей доброй воле, не может нарисовать «правильный» рисунок?
– Дети очень сильно подражают, дети стараются получить любовь взрослых, дети стараются угодить взрослым.
И поэтому, если ребенок нарисовал рисунок, а взрослый говорит: а что вот это, вот это, вот это – потом ребенок корректирует свой рисунок не исходя из своего состояния, а исходя из того, какие требования выдвигают взрослые, и поэтому получаются такие «правильные» рисунки.
Что такое «правильный», с точки зрения психолога, рисунок? Я всегда к таким правильным рисункам отношусь как-то не то что скептически, но с интересом, мне хочется «покопать».
– Может же у ребенка на листе быть всё хорошо?
– У ребенка может быть всё правильно: и где папа, мама расположены, и все пропорционально, и все стоят на земле, и домик, труба, заборчик, птички. И за руки держатся, и у всех улыбки на лице, и все хорошо прорисовано.
А вот, например, если выделены зрачки, как некоторые интерпретируют, что там уже проблемка. Когда выделены зрачки, когда в глазах только одни зрачки такие черные, то, по всей видимости, ребенок находится в агрессии.
– Что, если ребенок не любит рисовать?
– Это нормальный процесс. Что-то дети любят, что-то не любят. Что такое рисовать, что мы имеем, когда мы говорим про рисование? Мы должны определиться, что для вас значит рисование.
Одна из причин, почему взрослые не хотят рисовать, – и вообще, когда ты не хочешь чего-то делать, то одна из основных причин – потому что я это не умею.
Ребенок не любит рисовать, потому что ребенок не умеет. Но если он не рисует, ничего нет страшного.
Можно же, например, поехать на дачу и забор покрасить. Возьмите доску какую-то, раскрасьте, еще что-либо. Рисовать – это не значит рисовать какие-то предметы, можно же просто творить.
Возьмите белые обои, возьмите краски и толстые кисти: это мой блок, это твой, давай их раскрасим как-то интересно, повесьте их в рамку.
Любому человеку, в частности, ребенку нравится что-то творить, ему нравится что-то изобретать, но из-за влияния взрослых мы иногда отбрубаем тот или иной навык, который можно развить.
– Давайте подытожим: так как же понимать рисунки детей, для чего нам это как родителям нужно, о чем рисунки могут сигнализировать?
– Пусть ваш ребенок всегда рисует, сделайте все возможное для того, чтобы ребенок рисовал и реализовывался. Когда он рисует, то рисунки помогают вам понять состояние ребенка и вообще понять все, что с ребенком происходит.
И если вы берете в руки рисунок, то разговаривайте с ребенком, общайтесь и учитесь понимать, интерпретировать, вникать в то, что ребенок изобразил.
Это будет очень и очень интересно, потому что рисунок – это именно та платформа, от которой вы можете оттолкнуться и проникнуть во внутренний мир своего ребенка и, возможно, поправить именно то, что нужно поправить на текущий момент.
И, мой вам совет – сами приобщайтесь, сами рисуйте вместе ребенком, чтобы лучше понимать друг друга.
Соб. инф.
Эфир передачи на радио «Теос»
[ad_2]