[ad_1]
Оценка: 7 из 10
Документальной картиной «Нас других не будет» открылся 32-й «Кинотавр», в российский прокат лента выходит 7 октября 2021 года. Режиссёр: Пётр Шепотинник. В ролях: Сергей Сельянов, Надежда Васильева, Вячеслав Бутусов, Сергей Астахов, Сергей Бодров мл и Алексей Балабанов.
«Можно ли снять оптимистический фильм о Сергее Бодрове?», — задаётся вопросом документалист Пётр Шепотинник в своём новом фильме, торжественно открывшем 32-й «Кинотавр» в Сочи. «Нас других не будет», названный строчкой из Бродского, доказывает, что можно. Но это не значит, что просмотр фильма не вызовет слёз и не тронет за живое – всё-таки речь идёт о Сергее Бодрове младшем, сакральной фигуре не только для нашего кино, но и для всего русского менталитета в целом. Назовите более культовый российский фильм, чем «Брат» Балабанова. Назовите более культового русского героя, чем Данила Багров. Не получается? Вот именно в этом и была сила Бодрова младшего.
Пётр Шепотинник, у которого за плечами множество прекрасных фильмов-портретов (про Германа, Хуциева, Меньшикова и других), концептуально строит повествование именно вокруг знакомого всем нам наизусть «Брата». В объективе камеры – только коллеги, друзья и соратники: продюсер Сергей Сельянов, художник Надежда Васильева, композитор Вячеслав Бутусов, оператор Сергей Астахов и, собственно, режиссёр Алексей Балабанов с исполнителем главной роли Сергеем Бодровом мл, которых Шепотинник снимал чуть ли не два десятилетия назад. Из-за того, что все друг друга хорошо знают и уважают, при просмотре «Нас других не будет» складывается ощущение присутствия на очень личном и уютном вечере памяти любимого человека. Словно все собрались тут чисто по-семейному, душевно посидеть и повспоминать любимые эпизоды из короткой, но столь важной для кинематографического наследия нашей страны карьеры актёра.
Интервью дополняются кадрами из фильмов, и, естественно, культовые сцены здесь, на «Кинотавре», были встречены громкими аплодисментами – что ещё раз доказывает, насколько огромна зрительская любовь к дилогии Балабанова, и с годами она становится только сильнее. Вообще, то, что мировая премьера «Нас других не будет» прошла аккурат в Сочи, очень важный символический факт. Стены Зимнего театра помнят, что именно «Кинотавр» открыл Бодрова – здесь продюсер Сергей Сельянов впервые увидел фактурного юношу на экране в «Кавказском пленнике» и понял, что у парня есть будущее, после чего его и взял на главную роль к себе Балабанов.
Архивные записи с виновником торжества – пожалуй, определяющий фактор успеха документальной ленты Шепотинника. В коротких, но проникновенных интервью Бодрова не просто раскрывается то, каким он был человеком, какие взгляды на мир пропагандировал, в них также приоткрывается дверь в драгоценный творческий процесс, в который Бодров был вовлечён сначала как актёр, а затем уже как полноценный (со)автор. Например, в фильме присутствуют любопытные подробности «борьбы» Бодрова и Балабанова касаемо культово противоречивой фразы про «гниду» или творческие моменты в производстве уже сольного режиссёрского дебюта Сергея – «Сёстры». Довольно много подробностей мы получаем и о его втором фильме – «Связной», который, к сожалению, стал невозможен после кончины съёмочной группы во главе с режиссёром.
Смерть Бодрова младшего – это колоссальная трагедия для не только русского человека, но и для мирового кинематографа. Трудно вообразить масштаб такой утраты, как и в случае с Александром Расторгуевым – два уникальных таланта, каждому из которых было под силу перевернуть мир и мир кино в частном порядке. Но, увы, судьба распорядилась иначе. В фильме к трагическим событиям в Кармадонском ущелье подходят трезво, но с читаемой траурной интонацией – есть и документальные, эмоционально отстранённые подробности, и горькие слова сожаления от коллег.
Иногда бывает непросто оценивать режиссуру в документальных фильмах, состоящих преимущественно из интервью. Обычно разговор упирается в профессиональность на стадии монтажного дела. Однако в «Нас других не будет» чуткая режиссёрская работа Петра Шепотинника особо показательна в одном конкретном моменте. Он зарифмовывает ещё одну культовую фразу Багрова (о том, что сила в правде) с как бы невзначай затронутым Астаховым социальным положением дел в России. И с пенсией беда, и здравоохранение не очень, и в политике всё плохо. Ловким монтажным движением Шепотинник намекает, что если сила действительно в правде, то точно не в нашей стране.
«Нас других не будет» — фильм-памятник, в котором информативная и ярко визуализированная подача прекрасно сочетается с предельной искренностью и душевностью всех причастных. Пусть здесь ничего принципиально нового о Сергее Бодрове младшем нет, всё же с двумя главными задачами лента справляется прекрасно: становится хрестоматийным уроком истории российского кино для будущих поколений и заставляет сразу же после просмотра сесть и пересмотреть всю фильмографию Бодрова мл. Качественное документальное кино от Петра Шепотинника – мягенькое и простенькое, как флисовые рубашки Балабанова.
Вадим Богданов, Сочи, InterMedia
[ad_2]