[ad_1]
Почему у семилетнего ребенка полный упадок сил, нет интереса к учебе, и даже игрушки его не радуют? Возможно, малыш, которого занимали развивающими занятиями и учили читать и писать, не был готов к школе психологически.
Сентябрьский синдром
Из года в год эта знакомая учителям младшей школы ситуация повторяется заново. В начале сентября классы новичков заметно пустеют.
Середина первого учебного месяца, а родители в соцсетях уже дружно сетуют: первоклашки болеют или чувствуют недомогание. Болезни чаще всего мнимые, психосоматика – или банальная простуда. Идти в школу нет никакого желания и настроения.
А ведь это только начало учебного года! Что дальше-то будет?
Весьма вероятно, что, готовясь к школе, вы всё делали правильно. Ребенок показал высшие баллы на соответствие требуемым умениям и компетенциям: он уверенно читает и знает алфавит и цифры, считает, пишет, различает геометрические фигуры и цвета, может определять время по часам и знает, что такое календарь.
А вот учеба в школе вдали от дома отчего-то никак не клеится. Или, хуже того – по утрам вас ждут капризы, протест и полный отказ выходить из дома и переступать школьный порог.
Причин такого детского бунта может быть несколько. И первая – это тяжелая адаптация в новых условиях (например, домашним детям вообще сложно отрываться от семейного очага, бабушек и дедушек и привычного распорядка и уклада).
У ребенка могут возникнуть трудности со строгим школьным режимом, питанием и гигиеной вне дома и многими прочими вещами, о которых мы бы и не подумали. И тут дело не только в интеллекте или физиологии.
Человек – явление сложное. И, если основываться на христианских представлениях о его трехсоставности (дух, душа, тело) и на научных воззрениях современной педиатрии и психологии, то можно сделать вывод: у ребенка есть проблемы с психологической готовностью к школе.
Чего-то не дополучает его душа-Психея, чего-то требует. Чего именно? Это могут подсказать школьный психолог и классный руководитель. И, конечно, от того, насколько мамы и папы проявят наблюдательность, многое зависит.
Итак, очень важная составляющая готовности к школе – это психологическая готовность ребёнка.
Понятие психологической готовности к школе предельно конкретное и включает самую разноплановую готовность – интеллектуальную, социальную и, конечно, личностную, в том числе эмоционально-волевую.
Интеллектуальная готовность к учёбе
Ну, с интеллектом всё вроде бы понятно. Но и здесь психологи определяют очень чёткие критерии. Маленький школяр должен быть готов научиться мыслить аналитически, устанавливать связи между предметами и их свойствами, причиной и следствием.
Совершенно очевидно, что он уже должен иметь некоторый запас знаний, необходимых для обучения в первом классе (без этого в первый класс сегодня не примут). Речь, память и мышление первоклассника должны быть развиты в полном соответствии его возрасту.
Личная и социальная готовность
От первоклашки требуется обладать набором полезных социальных качеств. Например, не быть «потеряшкой» – то есть уметь ориентироваться в пространстве и не паниковать среди незнакомых людей.
Для успешного обучения нужно поддерживать у ребенка любознательность. Процесс получения новых знаний должен быть для него приятен и увлекателен, хотя с игрой и увлекательностью лучше не переборщить – иначе дальнейшая неизбежная учебная рутина покажется ребёнку слишком уж тяжела.
Проводить четкие границы социальных и личностных компетенций в плане готовности ребенка к школе было бы неверно – всё это переплетено и связано между собой. Поэтому расплетать этот клубок не будем, а перечислим всё и сразу.
Семилетка должен отчетливо понимать, что такое хорошо, а что такое плохо, от его нравственного развития будут зависеть адекватные отношения в классе со сверстниками и учителем.
Также ему в этом помогут задатки коммуникабельности, а именно – способность общаться со взрослыми и детьми, умение выходить из конфликтов без агрессии и слёз. Помимо этого, от маленького школьника требуется понимание авторитета педагога и любого другого сотрудника школы.
Уровень воспитанности современных детей вообще вызывает у педагогов много вопросов, что и понятно, ведь от того, что вложат родители в плане воспитания, будет зависеть и то, насколько процесс усвоения новых знаний будет успешным и эффективным.
Если в семье ребенок прислушивается к советам и требованиям взрослых, то, скорее всего, и в школе он будет активно слушать учителя, а значит, сможет понимать те инструкции и задания, которые учитель дает.
Младенческие протесты вроде «не буду, не хочу» в школе полностью отменяются. Самому независимому ребенку придется подчиниться правилам и распорядку. Ему необходимо учиться спрашивать, уточнять то, что он не понял во время объяснения материала.
Также очень важно научить детей не бояться ошибаться (ведь процесс учебы, собственно, и состоит из ошибок и их исправления), а затем признать свои ошибки, критически и нормально, объективно воспринимать себя самого, а значит, спокойно реагировать на замечания одноклассников и учителей.
Отношение к взрослым, к самому себе и другим детям определяет, как сложатся отношения в детском коллективе, какие перспективы развития в нем будут у ребенка в дальнейшем.
Каждый малыш, переступающий порог школы, должен уметь самостоятельно следить за своими действиями и поведением, оценивать поведение – как своё, так и чужое.
Эмоционально-волевая готовность к учебе
Ожидается, что юный школьник должен научиться управлять своими эмоциями и желаниями и не вести себя спонтанно и импульсивно. От него требуется делать не только приятное, но и полезное – например, выполнять сложные или скучные задания, в которых он пока не видит пользы, ведь и это – часть учёбы.
Известно, что уроки в первом классе короче, чем в основной школе. Но и эти полчаса занятия просидеть на месте ребенку непросто, особенно если он подвижный или (что сегодня встречается еще чаще) гипердинамичный. Иногда он может забыть, где находится – встать из-за стола и разгуливать по классу. Если есть проблемы с волей и самоорганизацией, замечаний по дисциплине ему не избежать. Так что, дорогие родители, будем воспитывать волю.
Проводить больше времени за партой ваша дочка или сыночек будет постепенно и незаметно, если в этом помогать. Родители должны следить, чтобы дома дети побольше двигались и гуляли. Сделать это несложно, свободное время для прогулок есть, ведь в начале первого класса уроков на дом обычно не задают.
Итак, психологическая готовность к учебе во многом будет зависеть от того, насколько вы мотивировали ребенка идти в школу.
Если вы заранее готовились к первому сентября как к семейному празднику, репетировали, наряжались, создавали праздничную суету, но не объяснили, что учеба – это не только праздник, но еще и будни, то малыш может быть разочарован.
Любопытство и интерес могут смениться эмоциональным спадом, усталостью, раздражительностью. Ни в коем случае не поддерживайте такие настроения.
То есть, никогда не критикуйте школу и учителей в присутствии детей, не позволяйте себе высказывания по поводу компетентности педагога, качества школьной еды. Не говорите во всеуслышание и о прочих вещах, связанных со школьно-учебной жизнью.
Словом, наберитесь терпения. Пройдет еще два или три месяца (обычно дети адаптируются в школе до полугода, кто-то дольше) – и вы не узнаете своего ребенка. В любом случае, как бы непросто не проходил этот процесс – не оставляйте детей наедине с их проблемами и переживаниями: разговаривайте, расспрашивайте, живо интересуйтесь всем, что происходит с ними в школьных стенах и за их пределами.
Семейный тыл никто не отменял. Возвращаться из школы домой – туда, где его встречают с радостью, где царит спокойствие и доброжелательная обстановка, для первоклассника особенно важно.
Позитивный настрой на новое начинание (школьную учёбу) сохранять долгое время не так-то просто. Для этого мамам и папам придется немало потрудиться.
Настраивайте первоклашек позитивно, выслушивайте школьные истории, помогайте разрешать недоразумения не проходите мимо неудач, успехов, свершений своих детей – и самый трудный первый год учебы вы преодолеете не с потерями, а с приобретениями.
Мария Солунь
[ad_2]